Илья Титаренко
«Я так часто пропадаю, но так ярко появляюсь»
Тайны нот и необычных музыкальных находок после смерти авторов




За 2025 год обнаружили две сенсационные находки: работы юного Баха, созданные когда он только начинал свое поприще и произведения юного Моцарта. А сколько подобного человечество еще не – или уже никогда не найдет? Гении никогда не задумываются, что самые юные, неполные, несовершенные и незавершённые работы, сделанные для себя, отражают бесконечность, отзыв на эпоху и помогают на шажок приблизиться к пониманию, кем же был тот или иной автор. Посмотрим несколько примеров, как внезапно, из глубин доставались спустя время нотные листы с ранее неизвестной классикой от Баха, Моцарта и Шостаковича.

Новые пьесы Баха: сенсация, которую ждали 20(0) лет

Ноябрь 2025 года расставил точки над i в мире знатоков и любителей творчества композитора, с которого начинается любая музыкальная гармония. Немецкое издание BILD сообщило: исследователи подтвердили подлинность двух органных пьес Баха, обнаруженных ещё в 1990-х. Долгая пауза объясняется тем, что требовалось установить происхождение копий — и это удалось сделать музыковеду Петеру Воллни. Он выяснил, что записи принадлежат Саломону Гюнтеру Йону, ученику Баха. А это резко повышает вероятность авторства великого композитора.
Сегодня специалисты Архива Баха в Лейпциге заявляют: с точностью до 99,9% рукописи принадлежат Баху. Последний раз неизвестные произведения композитора находили в Германии двадцать лет назад. Новые для нас пьесы относятся к раннему периоду — времени, когда 18-летний Бах работал органистом в Арнштадте (1703−1708). Это годы поиска собственного стиля, смелых гармоний, танцевальных ритмов и интенсивной импровизации.
Премьера уже состоялась в лейпцигской церкви Святого Фомы, где когда-то играл сам Иоганн Себастьян Бах. Онлайн-трансляция собрала слушателей со всего мира и набрала миллионы просмотров. Министр культуры Германии Вольфрам Ваймер назвал открытие «звездным часом для мира музыки и мировой сенсацией».
Ciacona in D minor — BWV 1178 и Ciacona in G minor — BWV 1179 не рандомный набор знаков, а упражнения будущего гения Баха. Вы можете прослушать их по ссылке.
Newly Rediscovered Bach Works
Ciacona and Fuga in D minor, BWV 1178
Ciacona in G minor, BWV 1179
Иоганн Себастьян Бах

«Юный милый Моцарт, ты музыкой своей…»

Вольфганг Амадей Моцарт в музыке равноценен Иисусу Христу в одноименном рок-мюзикле. Одна из главных фигур мировой классической музыки, без которой не существует ни рекламы «Киндер-шоколада», ни концерта Валерия Гергиева (впрочем, маэстро и с Моцартом не принимают в Европе). И о Моцарте, кажется, знают все. В массовой культуре он от песен Окуджавы до сериала «Маленький Моцарт». Милош Форман в фильме «Амадей» (1984) рассказал о его любви к пошлым шуткам, нервных смешках и развеял миф об отравлении композитором Сальери. Ведь гений и злодейство — несовместимы, Пушкин был прав. 

В Германии историки сообщили о находке ранее неизвестного музыкального произведения Вольфганга Амадея Моцарта. Партитура обнаружена в Музыкальной библиотеке Лейпцига среди материалов, связанных с немецким скрипачом Карлом Фердинандом Беккером. Предполагается, что сочинение создано в конце 1760-х годов, когда Моцарту было от десяти до тринадцати лет. Предварительное название — Serenate ex C.

Нотная запись surfaced обнаружена во время подготовки нового издания каталога Кехеля — полного хронологического перечня произведений композитора. Как уточняют в библиотеке, найденная партитура не является подлинником, а представляет собой копию, выполненную около 1780 года, то есть ещё при жизни Моцарта. Она написана тёмно-коричневыми чернилами на бумаге ручной работы.

Окончательное подтверждение авторства пока не дано, исследование продолжается. Однако научный директор фонда «Моцартеум» Ульрих Лейзингер отмечает, что произведение не встречается ни в одном другом архиве под именем какого-либо иного автора. «Мы уверены, что перед нами неизвестная и очень обаятельная работа молодого Моцарта», — заявил он.
Продолжительность сочинения составляет около 12 минут; оно датируется 1760-ми годами и в каталоге библиотеки проходит под названием Ganz kleine Nachtmusik («Совсем маленькая ночная музыка»). Пьеса включает семь миниатюр для струнного трио. Впервые она была исполнена 19 сентября 2024 года в Зальцбурге на презентации обновлённого каталога работ Моцарта.

Вольфганг Амадей Моцарт

«Расхреновые сонетки-сонатки» Шостаковича

«Антиформалистический раёк» никогда официально не исполнялся при жизни Шостаковича. О его существовании знали лишь избранные, и то позволялось прочитать лишь про себя. Ну и далее расхохотаться. Первые записи появились лишь десятилетия после его смерти, что сделало композицию частью своеобразной «музыкальной археологии». В произведении Шостаковича слышна личная художественная смелость и уникальный стиль композитора, его сардоническое, почти достоевское чувство юмора. 

Сатирическая реакция на политическую цензуру предваряется редакционной статьей из газеты «Правда» от 28 января 1936 года с издевательским названием «Сумбур вместо музыки». Доказывалась мысль, что «Леди Макбет Мценского уезда» не сложная, а именно что чуждая советской эстетике и народу опера. Так началась людоедская травля по отношению к Дмитрию Шостаковичу. Ответ последовал в 1948 году. Творческий. Дмитрий Дмитриевич шутки ради засел сочинять «Антиформалистический раёк»: он же формалист, значит, следует продемонстрировать открытое восхищение к партии-правительству и борьбе с "формалистами". Мы знаем точно о записи 1948 года, но, вероятно, замысел довлел над композитором еще с 1930-ых. Это фактически его «крик души»: сатирическая пьеса, высмеивающая партийные съезды, с прозрачными аллюзиями на Сталина и круг его соратников, а также язвительной пародией на "Постановление об опере «Великая дружба»" (1948) и другие абсурдные культурные директивы того времени.
13 мая 1989 года в России впервые прозвучал «Антиформалистический раёк» Дмитрия Шостаковича — произведение, которое композитор не успел завершить и которое не исполнялось при его жизни. В период «оттепели» у Шостаковича появилось впечатление, что запрет на исполнение «Антиформалистического райка» может быть снят, и он вновь вернулся к работе над сатирой. Но атмосфера оттепели быстро показала, что ситуация в культурной политике остаётся непредсказуемой: события 1962 года сняли с повестки вопрос о премьере на многие годы.

Сегодня «Раёк» чаще всего звучит в исполнении одного певца, который берет на себя всё многообразие персонажей. На премьере же в Большом зале консерватории Валерий Полянский решил следовать первоначальному замыслу Шостаковича и пригласил четырёх басов. Благодаря этому каждый герой приобрёл отчётливо различимую окраску: льстивый Ведущий (Юрий Вишняков), суровый Единицын, очевидно ассоциированный со сталинской фигурой (Евгений Чепиков), речистый и педантичный Двойкин — ждановский тип чиновника (Анатолий Образцов), и простецкий, но услужливый Тройкин, напоминающий о Шепилове, в своё время руководившем агитационно-пропагандистским отделом ЦК (Борис Чепиков).
Шостакович. «Антиформалистический раёк», финал
(Лейферкус, Спиваков, Миронов, Ельцин)
После смерти композитора партитура оказалась у Мстислава Ростроповича. В 1989 году он впервые представил «Раёк» публике в Вашингтоне, вскоре произведение наконец прозвучало и в Советском Союзе — спустя десятилетия после своего создания. После распада СССР одним из самых забавных документов эпохи стал просмотр «райка» президентом Р Ф Борисом Ельциным. Якобы провокатор (актер Евгений Миронов) вбежал в зал с криком, что над нашей общей, товарищи, отечественной культурой издеваться недопустимо, и всех исполнителей, включая дирижера стоит арестовать, а лучше расстрелять. Далее дирижер стреляет «холостыми» в артиста, «Калинка-малинка» ускоряется и довольный президент аплодирует. Конечно, это был характерный времени перформанс, со свойственной девяностым эпатажностью. Но, кажется, Шостакович был бы доволен. 

Каждая находка сопровождается не только музыковедческими, но и общественными резонансами, театральными и концертными адаптациями. В случае Баха открытие новых пьес вызвало волну интереса к исторической органной музыке, концертные залы и онлайн-трансляции заполнились слушателями, равно как и в случае Моцарта. Для россиян возвращение к «Антиформалистическому райку» стало поводом для дискуссий о творческой смелости и сопротивлении цензуре, либо о мнимом «предательстве», в котором априори подозревают любого сатирика.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Такие находки имеют не только академическую ценность. Они помогают музыкантам лучше понимать эволюцию стиля композитора, дают новые концертные возможности и позволяют слушателям ощутить атмосферу века, когда музыка создавалась для дворцов и храмов, да и просто для друзей, а не только для сцены. Музыка живет гораздо дольше своих создателей, а тайные и забытые произведения меняют повседневность до сей поры…

В начало материала
Вернуться к теме недели