Илья Титаренко
«Чуть помедленнее, кони»
Конюшенное ведомство: от петровской идеи до советских гаражей и арт-кластерного будущего


Конюшенное ведомство на Конюшенной площади — один из старейших и самых многослойных архитектурных комплексов Санкт-Петербурга. И стоит оно почти столько же, сколько сам Петербург — от петровского замысла о «правильных европейских конюшнях» до позднесоветских хозяйственных построек и современного статуса исторического памятника.
Здание возникло как часть большой реформаторской программы Петра I. Император стремился создать в новой столице развитую придворную инфраструктуру по образцу европейских монархий. В 1717—1719 годах, путешествуя по Европе, Пётр увидел Королевские конюшни в Версале, построенные Жюлем Ардуэн-Мансаром, и решил перенести подобную систему в Петербург. Проект поручили архитектору Николаю Фёдоровичу Гербелю. Для строительства выбрали участок за тогдашней городской чертой, на изгибе Мойки, неподалеку от будущего Царицына луга (Марсова поля) и Летнего сада. Перпендикулярно Фонтанке, что обеспечивало доступ к проточной воде.

Первое здание Конюшенного двора, возведённое в 1720—1723 годах, представляло собой шестиугольный по планировке двор с огромным количеством помещений для лошадей, экипажей и ремесленных мастерских. Уже современники отмечали масштаб и продуманность объекта. Шведский учёный К. Р. Берк, посетивший Петербург в 1730-е годы, писал, что в нижнем этаже содержалось более трёхсот верховых и каретных лошадей, а также сараи и мастерские, тогда как верхний этаж был отведён под седельные, упряжные комнаты и склады.
Во второй половине XVIII века императрица Елизавета Петровна поручила Антонио Ринальди разработать проект расширения Конюшенного двора. Ринальди задумал масштабный комплекс с манежем и новыми корпусами, но проект не был осуществлён. В начале XIX века объект снова привлёк внимание архитекторов. В 1810 году Луиджи Руска выполнил первую крупную перестройку. Но решающей стала реконструкция 1817−1823 годов, осуществлённая Василием Петровичем Стасовым. Он сохранил наружные стены старого дворца, но создал принципиально новое здание в духе русского классицизма. Главный фасад был переориентирован на Конюшенную площадь. Центральную ось заняла церковь Спаса Нерукотворного Образа, соединённая двухэтажными крыльями с боковыми павильонами.

Стасов применил для своего времени передовые инженерные решения: чугунные колонны и перекрытия, механическую подачу воды паровой машиной. В водопойных залах установили гранитные чаши, изготовленные каменотёсом Самсоном Сухановым. Со стороны Екатерининского канала разместили манеж, а в боковых павильонах — залы для осмотра и испытания лошадей. В 1844 году в комплекс провели водопровод, что значительно облегчило обслуживание большого хозяйства. В 1848—1850-е годы архитектор А. К. Буржуа надстроил третий этаж по стороне канала. В начале 1860-х годов архитектор Георг Гросс внёс новые изменения в фасады, особенно по линии Мойки и канала Грибоедова. Позднее эти переделки были частично устранены при реставрации.
В XIX веке Конюшенное ведомство стало важной точкой городской истории. Здесь выбирал лошадей Этьен Фальконе, создавая образ коня Медного всадника. Здесь работал П. К. Клодт, чьи скульптуры украсили Аничков мост. В церкви Спаса Нерукотворного при ведомстве, 1 февраля 1837 года, состоялось отпевание Александра Сергеевича Пушкина — событие, навсегда вписавшее Конюшенный двор в культурную память города.
В конце XIX века, с 1898 по 1903 год, в Конюшенном ведомстве служил барон Карл Густав Маннергейм, будущий президент Финляндии, по имени которого назвали печально известную «линию Маннергейма» в годы войны. Этот эпизод позднее стал частью исторических сюжетов как финской, так и российской памяти о комплексе.

После революции 1917 года Конюшенное ведомство оказалось в совершенно новой реальности. Старые придворные функции исчезли. В 1917 году в здании размещалась 4-я рота Павловского полка. С установлением советской власти здесь обосновались сначала различные военные и полувоенные подразделения, а с 1923 года — отряд конной милиции. Это определяло новую практическую роль комплекса: его пространство приспосабливалось под казармы, коммунальные помещения, хозяйственные зоны.

Н.Ф. Гербель - Архитектор Конюшенного ведомства
А. Ринальди
расширял Конюшенный двор
В 1920-е годы появились первые свидетельства разрушений и утрат первоначальных конструкций. Фотографии Л. Г. Андреевского 1926 года фиксируют фасады в состоянии частичной перестройки и запущенности, особенно со стороны Екатерининского канала (переименован в канал Грибоедова). К этому времени многие элементы интерьера уже были утрачены или изменены, в том числе часть чугунных колонн. 

После Великой Отечественной войны здание оказалось в тяжёлом состоянии: разрушения, обшарпанные фасады, перестроенные внутренние пространства. В 1946 году в комплексе разместился гараж Управления Министерства внутренних дел — назначение еще сильнее упростило и утилитаризировало использование помещений. Лошадиные стойла превращались в боксы, мастерские — в ремонтные зоны, а исторические детали — в помеху. 
В.П. Стасов
реконструктор Конюшенного ведомства
Крупная реставрация 1948−1951 годов под руководством архитектора Н. П. Никитина стала попыткой вернуть внешнему облику Конюшенного ведомства архитектурную цельность XIX века. Были восстановлены фасады, в духе проекта Стасова, частично устраняя переделки Гросса. Однако восстановление касалось преимущественно внешнего облика: внутреннее пространство продолжало использоваться утилитарно и разваливаться.

В последующие десятилетия комплекс оставался ведомственным объектом. Его помещения занимали различные учреждения, склады, мастерские. В это время происходили новые утраты: в 1970—1980-е годы из северного корпуса исчезла значительная часть чугунных колонн стасовского периода, были проведены перепланировки без учёта исторической ценности.
История Конюшенного ведомства — это история трансформаций и было бы здорово, если «будет полным наконец», поскольку в современности от арт-кластера пока только забавная надпись «BANKSY», а от будущего пространства для литературного клуба — романтично заросшая маленькими деревцами и веточками крыша. Построенное как придворный сервисный комплекс европейского образца, оно прошло через этапы расширения, научных новшеств, художественных практик, военных нужд, обветшания, ведомственной эксплуатации. Пока город ждет перемен, мы ждем реставрации Конюшенного ведомства и надеемся, что вскоре огромная территория вновь заработает и станет вторыми «Этажами», или хотя бы ранее упоминаемой «Голландией» с интересной, расширенной для туристов и петербуржцев концепцией. 
Проект реставрации
Конюшенного ведомства