Лина Дьямакина
Брак Дианы и Чарльза. Перверсия спрятанной истории.

«Мужчины лгут меньше, чем женщины,

кроме тех случаев, когда они говорят о своих чувствах»


Диана Фрэнсис Спенсер

Излюбленный сюжет Британии

Это не просто история про «свадьбу века», на которую ушло 3 миллиона фунтов и сотни использованных карт памяти в камерах СМИ. Это история про избитые измены, гражданские и общественные трансформации, проданную корону и невинную смерть.
История сорванной кожуры с королевской семьи
и история склеенной фарфоровой чашки –
«так и должно быть, мы ничего не ломали, ничего не видели, а Вы о чем, Sir?»
Правильно ли – сначала мифологизировать брак, а после – развить скандалы в новостях до мирового масштаба? Правильно ли – решать судьбу титулов и белых перчаток в прессе, жадной на скандалы и слухи? Правильно ли – указать на святость, затем – замолчать, а после – в первый и последний раз за историю короны поклониться на прощании? Прощание без прощения.

В Соборе Святого Павла в Лондоне 29 июля 1981 года произошло «событие века» – Чарльз, наследник престола, связал себя брачными узами с Дианой, принцессой Уэльской. Как сошлись? – вопрос, действительно, хороший.
Слишком разные

Восьмилетняя Диана после развода родителей пробыла на домашнем обучении, затем сменила несколько интернатов, в 16 лет подрабатывала няней и инструктором по танцам, после – поступила в Вильдеманетт, Альпийский институт, но его так и не закончила. Несмотря на слухи о ее «уличном статусе», Диана все же была из британского рода, полученного еще в XVII веке при Карле I. Стоит лишь сказать, что сама Елизавета II является крестной мамой для ее младшего брата, Чарльза Спенсера. Поэтому разговоры о «простолюдинской крови» Дианы – вымысел.


Принцесса Диана. 1975 год.
Фото: Marie Claire

Принц Чарльз на Парламентском холме в Оттаве. 1975 год.
Фото: BAZAAR
Что касается Чарльза, все куда интереснее. В юности он начал отношения с Камиллой Шанд, затем сделал предложение троюродной сестре Аманде Натчбоул, но получил отказ. Через год начал встречаться с Сарой, сестрой леди Дианы, но ее публичное поведение оставляло за собой лишь недоумение - высказывалась неподобающе о своем отношении к алкоголю, откровенно себя вела и ждала от СМИ горячих заголовков, чтобы на старости лет показать внукам вырезки из газет об отношениях с принцем.

В 1977 году он познакомился с Дианой, но всерьез увлекся ею только в 1980 году - круиз, борт «Британии» и две свободные души, желавшие любви.

«Сказка» XX века


Свадьба прошла в 1981 году, и с самого начала их отношения были под предлогом «лучше так». По слухам, Чарльз с Камиллой Шанд оставались завсегдатаями своих отношений, однако та крутилась в мужских кругах и успела выйти замуж, несмотря на королевский запрет. Скандалы никому не были нужны, а «событие» - безусловно. Диана, как уже состоявшаяся «королева людских сердец», прилежная, скромная девушка, знающая толк в хозяйстве, идеально подходила на роль жены. Все действия со стороны Чарльза принцесса Уэльская принимала со своей известной нежной улыбкой и взглядом «снизу», смущаясь от внимания СМИ и британского «белого» Дома.

Посмотреть на свадьбу пришли тысячи людей. Десятки каналов транслировало событие онлайн. Каждый мечтал увидеть невесту принца. Когда Диана вышла из автомобиля, показав свое платье и улыбку публике, никто не остался равнодушным. Да, можно было бы говорить именно в таком изнеженном нарративе. Но есть «но» - мысли Дианы в тот момент.

После смерти Елизаветы II были опубликованы мемуары «The Royal Insider», автором которых выступает Пол Баррелл, дворецкий Дианы, с кем она была близка, – пожалуй, это единственный человек, кому девушка могла доверять свои эмоции.

По утверждениям Баррелла, Диана с самого начала не принимала разговоров о бывшей возлюбленной Чарльза – Камилле, коих было достаточно. После свадьбы Диана спросила у дворецкого:
«Ты видел меня в день моей свадьбы, идущей по проходу собора Святого Павла?»
— «Конечно», — ответил я.
— «Ты видел, как я оглядывался по сторонам. Ты же знаешь, почему я это делала, правда? Я искала Камиллу. И вот она, в день моей свадьбы. Когда я подошла к алтарю, я поняла, что она всегда будет рядом».

К сожалению, Диана не просто дала пророчество, но и случайно задала голос судьбе Британского Дома.

Правда дворецкого
Помню, как она вернулась со своей первой охоты в Балморал (Диана презирала «сельские» развлечения, охоту в том числе, отдавая предпочтение «городскому»). Она ненавидела каждый момент: наблюдать, как оленю вспарывают брюхо, вытаскивая внутренности, как ритуальная кровь размазывается по её лицу. Она сделала это ради Чарльза. «Ему никогда не нужна была любовница. Ему нужна была мать», — сказала мне однажды Диана.

«Диана однажды рассказала мне, что Чарльз сказал ей во время одной из их эпичных ссор: «Я никогда тебя не любил. Я женился на тебе только для того, чтобы иметь детей».

Фото: New York Post
После рождения Гарри, брак начал окончательно давать трещину. Чарльз мечтал о дочери, и, когда узнали, что вторым ребенком в королевской семье будет мальчик, Диана не стала говорить об этом мужу. Правда стала известна лишь в день рождения Гарри – Чарльз, увидев сына с рыжими волосами, сначала намекнул на эту странность, а потом произнес:

«По крайней мере, теперь у меня есть запасной наследник, и я смогу вернуться к Камилле».

В такой семейной обстановке Диана чувствовала себя лишней, да и не было понимания со стороны семьи мужа. Девушке оставалось заниматься своей общественно-политической деятельностью, любить сыновей и выходить с натянутой, но нежной улыбкой к СМИ.

Нелюбовь близких и признание общественности

Именно ее скромность, приближенность к общественности, доброта и нежная улыбка сделали свое – подарили девушке не просто любовь английской общественности, но и мировое внимание. И признали ее не потому, что Диана была королевской персоной или красивой девушкой - она стала в глазах публики Человеком.
Тем самым - с открытой душой и большим сердцем.

«Любовь» ей дарили только незнакомые люди, отчего, видимо, она и была «королевой» людских сердец, но не стала частичкой королевской семьи.

Интересный факт – перед алтарем ни Диана, ни Чарльз не смогли произнести свои клятвы правильно. Диана с ошибками произнесла полное имя мужа - Чарльз Филипп Артур Джордж Виндзор.
А он, вместо «обещаю разделить с тобою всё, что мне принадлежит»,

произнес «обещаю разделить с тобою всё, что тебе принадлежит».


Через пару лет, как уже было указано, родились Уильям и Гарри. Диана, как девочка, выросшая без материнской любви, старалась дать детям все, что могла – участвовала в школьных конкурсах, несмотря на запреты и королевские правила, всегда старалась быть рядом и любить двух детей без «показа» на прессу.

Диана, Гарри, Уильям, Чарльз. 1985 год.

Фото: Marie Clarie
В это время СМИ начинают пускать первые громкие слухи – Чарльз до сих пор уделяет внимание Камилле – в прессе оказались телефонные разговоры, подтверждающие измену, – а Диана, обвиненная в неверности, родила Гарри от своего то ли секьюрити, то ли инструктора по верховой езде Джеймса Хьюитта.

Масло в огонь подливала и сама королевская семья, которая не подтверждала, но и не опровергала это.

Лишь потом принцесса Уэльская дала комментарий, ставший пророческой причиной: «В моем браке слишком много народу».


Чарльз и Камилла на отдыхе в Турции в 1989 году.
Фото: CNN
Диана импонировала общественности, что создавало напряженную, «разбитую» обстановку в семье. Внимание прессы и публики не внушало любви «внутри Дома» – Елизавета II была возмущена, Чарльз почти не проводил время с женой и детьми, а остальные не были ее близкими, отчего принцесса искала себя в обществе.

Принцесса занималась благотворительностью, посещала реабилитационные центры, сиротские дома и дома престарелых. Поддерживала политическую кампанию по запрету использования противопехотных мин, занималась пожертвованием средств тем, кто борется со СПИДом. Постоянно появлялась с сыновьями в облике «обычной» мамы, которой не нужно все «королевское». Да и сама девушка на интервью говорила, что ей не хочется быть королевой Британии, но хочется быть приближенной к сердцам людским, откуда «оно» и пошло.

Крик о помощи

Диана на интервью с М. Баширом. 1995 год. Фото: Bloomberg
Как выше было отмечено, после рождения Гарри в 1984 году, брак Чарльза и Дианы начал разрушаться, а в 1990-е наследник престола уже не скрывал, что у него есть отношения на стороне. И каждый понимал, с кем они были - Камилла Шанд. На фоне одиночества и сплетен, идущих напрямую из СМИ, публикующих ранее их свадьбу и счастливый брак, у принцессы Уэльской начались проблемы со здоровьем, но насколько - публика узнала лишь спустя год. И то, как узнали, поразило абсолютно всех, ведь «то самое» интервью Дианы стало самым первым королевским криком о помощи.

Panorama. Интервью с Мартином Баширом. 1995 год.

Martin:
Как депрессия повлияла на ваш брак?
Diana:
Она дала всем возможность навесить на меня ярлык. Я нестабильная и психически неуравновешенная, и, к сожалению, […] этот ярлык не отвешивается уже много лет.
Martin:
[…] Согласно сообщениям в прессе, в это время у вас были настолько трудные отношения (с Чарльзом), что Вы даже пытались причинить себе вред. Это правда?
Diana:
Когда тебя никто не слушает или тебе кажется, что тебя никто не слушает, начинают происходить разные вещи. Например, тебе так больно внутри, что ты пытаешься причинить себе боль и снаружи потому, что хочешь, чтобы тебе помогли. Но просишь ты не о той помощи. Люди воспринимают это как крик о помощи. […] Но на самом деле я кричала потому, что хотела поправиться, чтобы продолжать выполнять свои обязанности жены, матери и принцессы Уэльской. Так что, да, я причиняла себе вред. Я себя не любила. Мне стыдно, что я не справляюсь с давлением.
Martin:
Что Вы делали на самом деле?
Diana:
Ну я просто резала себе руки и ноги. И сейчас я работаю в окружении женщин, которые делают тоже самое, и полностью понимаю, откуда они это берут.
Martin:
[…] Вы смогли признать, что Вам действительно было плохо или Вы чувствовали, что должны просто продолжать играть роль принцессы Уэльской?
Diana:
Я чувствовала, что должна играть эту роль. Когда я говорю «играть», я имею в виду, что должна была выходить в свет, выполнять свои обязанности и не подводить людей. Поддерживать их и любить. И, в каком-то смысле, на публике они поддерживали меня, хотя и не знали, насколько это помогало мне исцелиться. Это помогало мне держаться.
Martin:
[…] Вместо того, чтобы искать причину, Вы смотрели на симптомы. В чем была причина?
Diana:
Причина была в том, что мы с мужем должны были держать все под контролем потому, что не хотели разочаровывать публику. Но, в то же время, в наших четырех стенах явно было много тревог.
В этом интервью большое количество времени уделено проблемам Дианы с булимией. «Когда у вас булимия, вы очень стыдитесь себя и ненавидите себя. Люди думают, что вы тратите еду впустую, поэтому вы не обсуждаете это с другими», - ответила она на вопрос о том, поддерживал ли ее кто-то из королевской семьи.

Безусловно, такое интервью окончательно раскрыло общественности внутренности британского Дома. Однако другая сторона медали - девушка, спасающая остальных, показала свою уязвимость. Она открылась как обычный человек. Такой психологический момент еще сильнее подкрепил любовь к Диане - живые эмоции, человеческие проблемы и женское несчастье, о коем никогда не говорили «белые перчатки», ибо «сначала ты - принцесса, а только затем - жена». 

Развод тысячелетия

Главной причиной развода, пожалуй, стало интервью с Джонатаном Димблби в июне 1994 года. Чарльз подтвердил свой внебрачный роман с Камиллой сказав, что возобновил отношения со своей бывшей возлюбленной, когда его брак с принцессой был «безвозвратно разрушен». После этого Диана надела скандальное черное платье на вечеринку в галерее Серпентайн. В 1990-х года Диана уже не скрывала своего отношения к королевской семье. Однако допустить мысль, что «свадьба века» может закончиться «разводом тысячелетия» не мог никто представить, особенно, Елизавета II. Хуже свадьбы с Камиллой для Елизаветы был только развод с Дианой. Однако в декабре 1995 года Букингемский дворец все-таки рекомендовал им развестись, что и произошло в 1996 году.

Как бы не хотела Елизавета II, Диане было дозволено остаться во дворце рядом с детьми. Но, выбравшись из королевской клетки, Диана решила пойти по стопам матери – через тернии к свободе. Дети отошли на второй план, осторожность Дианы – аналогично, а сама девушка попробовала еще раз построить женское счастье, что и стало апофеозом.

Станет ли ислам частью британской семьи? Буквально

Уже через год за плечами принцессы Уэльской несколько коротких романов, но пик прессы – знакомство с Доди аль-Файедом, сыном египетского миллиардера. Через месяц, в июле, Диана и Доди были замечены в Сен-Тропе – яхта, купальники, новые «друзья» и их дети. Безусловно, в британском Доме начали волноваться, а причина, действительно, веская – пошли слухи об их помолвке. Королева и Британия не могли допустить такого – отчимом будущего короля не станет приверженец ислама. Стоит отметить, что родственники Дианы никогда не подтверждали слухи о помолвке, но даже минимальная вероятность – уже причина беспокойства королевского Дома.

В последний день лета того же 1997 года, Диана и Доди ехали по ночным улицам Парижа. Резкий звук. Удар в бетон. Доди погиб на месте. Через два часа погибла и Диана в парижской больнице. Версий произошедшего почти за тридцать лет набралось достаточно, чтобы запутаться в истинности – убрали британские спецслужбы, водитель не справился с управлением из-за погони папарацци либо «это» - инсценировка.

Украшение Repossi.

Помолвочное кольцо Dis-moi Oui!

Фото: Daily Mail

Как позже стало известно прессе, помолвочное кольцо все же было. Украшение фирмы Repossi с говорящим названием «Скажи мне «Да!» (фр. Dis-moi Oui!), по просьбе Доди, было отправлено в Париж к концу августа. Позже выяснилось, что камера засняла мужчину в бутике Repossi за 6 часов до аварии. Успел ли Доди сделать предложение, а Диана, в свою очередь, дать ответ, - неизвестно. Сообщалось, что кольцо было найдено среди обломков разбитого Мерседеса.
  • Копия чека с надписью «bague fiancaille» (рус. «обручальное кольцо»). Repossi. 30 августа 1997 год. Фото: Daily Mail
  • Доди выходит из Repossi в 17:50. Фото: Daily Mail
  • Диана и Доди в отеле Ritz. За 13 минут до аварии. Фото: The Sun
«Спрятанная» ли история?

История Дианы и Чарльза, закрученная в кожуру британской семьи, измен и внимания тысяч СМИ, оказалась слишком громкой. Диана, мечтавшая о семье и любви, отдала себя людям. А Чарльз, грезящий о статусе хорошего принца, отдал себя девушке, любовь с которой была запретным плодом.

Осуждать ли кого-то из них или кого-то из «лишних» - вопрос неправильный. Как и, в целом, обсуждение личной жизни кого-то. Однако такого выбора нет у публичных людей. И, тем более, нет у людей, стоявших на многовековом престоле монархии.

Пожалуй, главная ошибка Дома – никак не влиять на слухи. Отсутствие комментариев, подтверждения или отрицания только углубляли внимание прессы.

И да, здесь не особо важен характер отношений Дианы и Чарльза. Важен новый взгляд на королевскую семью – она имеет свой характер, чувства и свои проблемы, которые прежде были скрыты от публики.
История склеенной фарфоровой чашки. «Так и должно быть, мы ничего не ломали, ничего не видели…»
Ломали или нет – вопрос уже риторический, а вот сама история перверсивна.

В начало материала
Вернуться к теме недели