Фото: Pinterest
Сегодня во Франции любой человек теоретически может жениться или выйти замуж за умершего. Закон позволяет — нужно лишь пройти длинную цепочку согласований, которая начинается с письма президенту. Заявление направляется на имя главы государства. Тот передаёт его министру юстиции, а далее — прокурору по месту жительства заявителя. Именно он проверяет: действительно ли пара собиралась пожениться, и согласна ли семья покойного. Если всё подтверждается — заявление возвращается обратно президенту. На практике посмертный брак — редкость. В среднем одному из четырёх заявителей отказывают. Иногда — из-за формальностей, иногда — из-за сомнений в искренности чувств. Фото: Pinterest |
Где женятся даже мёртвые: география свадеб
Посмертные браки — не только французское изобретение. История знает десятки случаев, когда люди по всему миру стремились довести до конца обещание, данное тому, кто уже ушёл.
Фото: Pinterest
Южная Корея В феврале 1984 года в Сеуле состоялась свадебная церемония. Балерина Джулия Мун вышла замуж за своего жениха — Муна Хын Джина, сына основателя движения, который погиб в автокатастрофе за месяц до свадьбы. Согласно вероучению, только женатая пара может войти в «высшие уровни рая». Поэтому семья настояла на проведении свадьбы, но уже без жениха. За два года до этого вся страна обсуждала другую историю. Молодой боксёр Ким Дук Ку умер после боя на ринге. Его невеста, Ли Ён Ми, была беременна и решила всё же провести свадьбу — прямо во время похорон в спортзале. Она сказала журналистам: «Я выйду за него замуж, чтобы он не ушёл один. А я останусь верной до конца жизни» С тех пор подобные церемонии в Корее стали редкостью, но их всё ещё воспринимают как акт любви и долга. Фото: Pinterest |
Фото: Pinterest
«Хотя они знали, что стул содержит только бумажный материал, тем не менее он был тяжелым, как будто внутри были настоящие, живые люди»
(Рисунок Даниэллы Гочуико, Колледж Элеоноры Рузвельт, Калифорнийский университет в Сан-Диего, выпуск 2019 года, с разрешения)
Некоторые современные источники утверждают, что упоминания подобных церемоний есть уже при правителях династии Шан (1600–1046 гг. до н. э.). Это делает минхун одной из самых древних традиций, переживших смену династий, идеологий и даже религий. Но чем дальше — тем больше ритуал терял священность. С течением времени минхун почти исчез, но иногда эта традиция всплывает в пугающих новостях. В 2011 году газета Global Times писала о том, как суеверные угольные магнаты в провинции Шэньси готовы платить огромные суммы за «невест-мертвецов». Посредник по призрачным бракам Пан Шэндэ рассказывал журналистам, что помогает «выбирать благоприятные даты» и договариваться о «свадьбах» между семьями. Фото: Pinterest |
«Сейчас на чёрном рынке за женский труп можно выручить 130 000 юаней», — признался он. — «Несколько лет назад цена была 200».
Фото: Pinterest
Так антропологи видят в «браках с мёртвыми» попытку общества договориться со смертью. Не победить её, не отрицать, а встроить в систему живых. Сделать смерть управляемой — через ритуал, структуру, договор. Юристы же смотрят на этот феномен иначе — через призму прав и последствий. Если признать посмертный брак, что происходит с наследством, алиментами, имуществом? Может ли «вдова» претендовать на пенсию, если юридически стала женой после смерти мужа? А как быть с детьми, если брак оформлен задним числом? Французская система, например, решила этот вопрос компромиссом: посмертный брак не даёт имущественных прав, но признаёт моральное единство пары. Это, по сути, юридический акт любви. Здесь и проходит тонкая грань между законом и верой. Для юриста посмертный брак — административный прецедент. Для антрополога — часть коллективной памяти и ритуала. А для самого человека — попытка вернуть смысл, где его уже не осталось. Фото: Pinterest |