Круг Реинкарнации: Перерождения идеи перерождений
Иван Филатов
Каноны западноевропейских религий приучили нас воспринимать жизнь как линию между рождением и смертью, за которой следует иная форма существования. Тем не менее, в мире существует достаточно верований, основанных на идее реинкарнации – последовательности повторных рождений человека. Погрузимся в увлекательное путешествие по представлениям о переселении душ в различных уголках земного шара, освежив свой взгляд на вечность.
Сансара и Буддийская Традиция
Слово «сансара» происходит от санскритского «samsara», что буквально переводится как «круговорот» или «бесконечное вращение». Этот термин описывает бесконечный цикл перерождений. В его основе лежит идея о том, что душа (атман) переселяется из одной жизни в другую в зависимости от своей кармы. Она же, в свою очередь, определяется поступками человека.

Сансара олицетворяет мирскую действительность, где все подвластно законам изменчивости. По учению буддизма, особенно в рамках традиции Тхеравада, сансара считается местом страдания, избавление от которого является высшей целью. Великий буддийский учитель Гаутама Будда утверждал, что осознание природы сансары и отречение от мирских привязанностей ведут к освобождению – Нирване.
Право на возрождение: великие из Тибета
Ссылка на фото: https://riakalm.ru/publishing/avangard/34012-segodnya-otmechaetsya-den-rozhdeniya-dalaj-lamy
Тибетский буддизм вносит вклад в представление о реинкарнации через концепцию «тулку» — возрождения великих учителей. Согласно верованиям тибетцев, духовный лидер, также называемый тулку способен осознанно вернуться в мир после своей смерти.

Подобный мудрец считается воплощением высоко реализованной души, обладающей сверхъестественными способностями и мудростью. Имея целью помогать другим существам в их духовном пути, тулку может являться ламой, учителем или духовным гуру – самым известным из является Далай-Лама. Для того, чтобы помогать людям максимально эффективно, считают в Тибете, тулку осознанно выбирают место и время своего нового воплощения.


Реинкарнирующие философы Греции
Ожидаемо, восточные страны, такие как Китай и Япония, где также распространены определённые школы буддизма, разделяют идею реинкарнации. Но что, если эта концепция привлекала людей разума из Греции – колыбели цивилизации?

Так, например, философ Эмпедокл утверждал, что Пифагор помнил свои прошлые жизни. Тема реинкарнации также стала неотъемлемой частью его философии. Ещё одной известной фигурой, чьи рассуждения касались темы переселения душ, был Платон. Данный феномен описывается в его диалогах «Федон», «Федр» и «Государство».

В основе теории Платона лежит идея о том, что влекомая чувственным желанием, чистая душа с небес падает на землю и облачается в физическое тело, рождаясь. Примечательно, что, как и тибетские буддисты, греческий философ считал вершиной развития человеческой сущности мудреца – в его понимании, философа. Достигнув соответствующего уровня в поиске высшего знания, человек может вернуться на небеса. Деградация, в свою очередь, приведёт к перерождению в облике животного.


Я есть мой предок
Ссылка на фото: https://stock.adobe.com/ru/images/native-americans-portrait-of-americans-indian-man/489344602
Одна общая тема, встречающаяся во многих индейских культурах Северной Америки, это реинкарнация. Индейцы считали, что можно родиться более одного раза, а некоторые утверждали, что полностью знают о своем предыдущем воплощении.

Для индейских племен Северной и Южной Америки большое значение играли память предков и связь с миром природы. Однако только этим всё не ограничивалось.

Многие индейцы считали реинкарнацию неотъемлемой частью их космологии и духовной жизни. Предполагалось, что душа не умирает после смерти физического тела, а переходит в новый облик: в другого человека, животное или даже элемент природы.

Говоря о мнении индейцев касаемо реинкарнации, можно вспомнить традиции народа лени-ленапе (делаваров). Известно, что женщины этого племени внимательно осматривали младенцев, ища признаки того, кем те были в прежней жизни.
Монотеисты против монополии на реинкарнацию
В основе трёх самых известных монотеистических религий – христианства, ислама и иудаизма – лежит концепция бессмертной души. Но её «бессмертие» проявляется не в способности продолжать жизнь после смерти тела, а в существовании в ином мире на протяжении веков.

Впрочем, и среди представителей этих верований есть те, кто допускает возможность продолжения человеческой жизни в новой оболочке. Так, например, Британский востоковед Э. Г. Браун в «Литературной истории Персии», упоминает три вида реинкарнации, которые признаются некоторыми мусульманскими мыслителями:

♦ Хулул — реинкарнация святого или пророка;

♦ Риджат — реинкарнация религиозного деятеля сразу после его смерти;

♦ Танасух — обычное перевоплощение любой души.

Реинкарнация – не самая популярная тема в исламе, в отличие от идеи воскрешения мёртвых перед наступлением божьего суда. Похожим образом на Судный день смотрят и христианские мыслители, однако развития тема воскрешения мёртвых среди них не получила.

Общие корни христианства и иудаизма, в то же время, не помешали последнему также найти в себе место для реинкарнации. В ортодоксальном иудаизме переселение душ разъясняется в труде «Шаар ха-гилгулим» («Врата реинкарнаций»).

Это ещё не конец
В наше время вера по-прежнему занимает значимое место в жизни огромного количества людей, вопреки влиянию науки. То же касается и реинкарнации, которую отдельные учёные неоднократно, но пока безуспешно пытались доказать. Так, например, канадско-американский психиатр Ян Стивенсон изучал случаи, когда люди – в основном, дети – вспоминали о том, что уже жили раньше. К несчастью для тех, кто хотел бы прожить новую жизнь, другими учёными его методы были признаны ненаучными.