егор махонин
Цепь ненависти
… или Как любовь к персонажам может отравить вашу душу
У этой статьи есть огромная проблема. Она рассчитана на людей, знакомых с сюжетами обеих игр серии «The Last of Us / Одни из нас». Это спойлерный разбор сюжета второй части и ответ на вопрос, почему самое важное виртуальное произведение лета (а то и года) буквально раскололо свою аудиторию на два непримиримых лагеря. Если вам интересен анализ этой истории, но вы не знакомы с сюжетом, не собираетесь играть в эти игры (а именно так вы получите наиболее полный опыт), то здесь: https://www.youtube.com/watch?v=AJCAxKe-vKk и https://www.youtube.com/watch?v=6Qn4qbQAOhs - краткий пересказ сюжета обеих частей. Это крайне важно для понимания всего контекста статьи. Если же вы фанат первой части, но почему-то еще не поиграли и находитесь в сомнениях по поводу второй, то это прекрасная игра как с технической, так и с геймплейной точек зрения. Так что вам стоит поиграть. А то, как вы отнесетесь ко второй части, зависит от вашего ответа на следующий вопрос:
Джоэл – страшный человек?
Если вы ответили «нет», то вас ждет огромное разочарование.
С этого и начнем. Основная проблема игры в том, что авторы мастерски работают с ожиданиями и эмоциями зрителя (это так же называют манипуляцией и обманом). Главным толчком к общественному резонансу большинства игроков является не «ЛГБТ – повестка». Это лишь триггер, на который реагирует масса людей и списывает на него решения сценаристов. Главная проблема – обман ожиданий фанатов первой части. 7 лет ожидания продолжения, надежда на «идеальный сиквел» - улучшенный оригинал в двойном объеме, была разрушена именно в сюжетном аспекте нарратива игры. Именно поэтому за бортом рассмотрения оставим геймплей и техническое исполнение. Это, безоговорочно, высочайший уровень мастерства.

Вопрос про отношение к Джоэлу в начале статьи является столь важным именно потому, что если вы недостаточно глубоко всматривались в подтекст этого героя, то ошибочно воспринимаете его в положительном ключе. Усугубляет это впечатление так же и то, что вы буквально в его шкуре выживали на протяжении нескольких десятков часов. Видеоигровое повествование отличается от других форм искусства за счет иммерсивности. Сознание игрока прочно ассоциирует себя с игровым протагонистом, создается сильная эмпатическая связь.

Джоэл – хороший парень только потому, что мы видим все с его перспективы, происходит слияние сознания игрока с управляемым героем. Даже лексика у нас такова: «Я иду, крадусь, стреляю, бью» и т.д. Игрок примеряет на себя роль Джоэла. Именно в эту особенность нашего восприятия и нанесли удар разработчики из Naughty Dog, лишив игрока права выбора в конце истории.
Джоэл ценою десятков отнятых им реальных и миллионов потенциальных жизней препятствует фатальной для Элли попытке создания вакцины. У нас отнимают право выбора, чтобы завершить портрет героя. Джоэл – ужасный человек, ведь он способен на все ради спасения себя и своих близких. Выйдите из его перспективы и увидите, что это хладнокровный убийца с огромным опытом. Об этом нам сообщают детали его прошлого: сразу после засады в Бостоне Джоэл говорит, что был «по обе стороны баррикад», намекая на то, что он и сам участвовал в засадах на случайных бедолаг. Еще сильнее подчеркивают это слова его брата Томми, с ужасом вспоминающего годы выживания с Джоэлом.

Тем не менее, авторы все равно не дают нам прикоснуться к этому подтексту. Инициирующее событие истории второй части лежит в концовке первой игры (как звенья цепи, соединенные воедино). А именно – убийство хирурга, вставшего на пути спасения Элли. И для меня именно это стало главной упущенной возможностью сюжета. С точки зрения общей структуры идея положить начало новой истории в окончании предыдущей – блестящий сценарный ход. Но, поступив так, авторы пожертвовали возможностью глубже раскрыть нам персонажа Джоэла.
Особенно обидно, что эта возможность все же была использована в одном из первых вариантов сюжета. Об этом говорит сценарист и режиссер игры Нил Дракманн в этом интервью: https://www.youtube.com/watch?v=g6rRfK-V2jY&t=541s. Он упоминает, что изначально Эбби должна была мстить Джоэлу не за истребление цикад и уничтожение их смысла жизни, а за их с Томми нападение на случайный караван мирных жителей, происходившее еще до событий первой части. В итоге, если брать эту версию за основу арки персонажа, становится понятно истинное отношение авторов к Джоэлу. До конца первой игры серии этот герой оставался прагматичным и жестоким человеком, ради выживания готовым на все. И только в финале он демонстрирует свое внутреннее преображение: готовность открыться другим и доверять людям. За что в итоге и поплатился.
(только на английском)
Исполнитель роли Джоэла Трой Бейкер упоминает, что закладывал в свой отыгрыш сцены смерти Джоэла момент осознания: «Вот к чему приводит спокойная жизнь».
Убивает героя Эбби, за которую мы уже прошли один из эпизодов игры. Такое «предательство» игроков через игровой процесс выбивает из колеи. Проблема расщепления эмпатии становится ключевым элементом второй части. В этом аспекте игра действительно соответствует образу идеального сиквела. Теперь, разобравшись с проблемой первых часов игры, мы можем продвинуться дальше по сюжетному таймлайну и пристальнее рассмотреть глубинный конфликт истории, держащийся на треугольнике основных персонажей: Джоэл – Элли – Эбби.
Элли хладнокровно убивает почти всех, кто был причастен к смерти «отцовской фигуры». По мере свершения ее мести мы видим, насколько травмирующим для нее оказывается этот опыт. Она буквально разрушается изнутри. Отсутствующий взгляд, трясущиеся руки, ближе к концу мы увидим у нее симптомы ПТСР – посттравматического стрессового расстройства. Уже в эти эпизоды мы чувствуем отчуждение Элли от ее товарищей, превращение из бесстрашного подростка в жестокого убийцу. Именно здесь устанавливается параллель с темной стороной Джоэла. Особенно ярко подсвечивают эту схожесть методы пыток, подсмотренные Элли у своего наставника.
Параллельно мы углубляемся в предысторию их взаимоотношений. Это классный нарративный прием, ведь именно таким образом на протяжении всей игры линия Элли и Джоэла все так же остается главной темой повествования. Нас заставляют постепенно пережить то разочарование, которое настигло Элли за прошедший между играми период. Так раскрывается динамика отношений между любимыми персонажами и одновременно поддерживает присутствие уже убитого героя.

В воспоминаниях Элли происходят первые спуски к изнанке истории. Этими эмоционально контрастными сценами авторы преобразуют простой как пять копеек сюжет - к мести чуть ли не вопреки. Основная сюжетная динамика первой половины второго акта заключена в сценах того, как постепенно Элли открывает правду. Любовь к «отцу» перетекает в ненависть к лжецу.
Ненависть Нил Дракманн называл главной темой игры. Она охватывает не только конфликт персонажей, но и наше отношение к ним.
Поворотным пунктом истории становится появление Эбби в логове героев. Она быстро пресекает любые попытки протагонистов к сопротивлению и готовится застрелить Элли. Здесь происходит наиболее противоречивый сюжетный поворот.
Сначала неподозревающему игроку демонстрируют ее мотивацию: хирург, который должен был оперировать Элли в первой части и которого хладнокровно зарезал Джоэл, был отцом Эбби. Все, что мы о нем успеваем узнать: это определенно был хороший человек, спасающий животных и любящий свою дочь.

Даже через такого второстепенного персонажа авторы показывают область «серой морали». Хирург готов пожертвовать жизнью Элли ради спасения человечества, но не может ответить, как бы он поступил, если бы на операционном столе лежала его дочь.

Затем мы снова видим сцену убийства Джоэла, а потом игровой процесс за Эбби продолжается. В этот момент авторы используют невероятно мощный прием обмана ожиданий. Игрок вскипает. Буря эмоций, всплеск гнева. Авторы ставят перед игроками самое сложное испытание: принять необходимость игры за Эбби. Практически все 10 часов ее сюжетной линии нам предстоит колоссальная внутренняя работа.
История Эбби – третья цепочка сюжетного хитросплетения TLOU2. Она состоит из двух глобальных частей: сюжета мести Джоэлу, который разворачивается в прошлом, и истории освобождения и обретения нового смысла жизни самой Эбби.
Звенья ее истории – зеркальное отражение линии Элли. В воспоминаниях раскрывается предыстория отношений героини. Мы видим, как постепенно из-за одержимости Эбби местью она разрушает свои любовные отношения с Оуэном и превращает себя в крайне подготовленного бойца (в сети так интерпретируют внушительную мускулатуру Эбби, хотя Нил Дракманн утверждает, что не закладывал этот смысл в ее образ. Вероятно, желание продемонстрировать разнообразие само подтолкнуло его к столь органичному решению). Постепенное отдаление от Оуэна параллельно приближению Эбби к мести Джоэлу.

Здесь мы так же видим два взгляда на сложившуюся ситуацию: Джоэл не только убил отца Эбби, но и отнял смысл жизни у всех цикад. В их диалогах проскакивает фраза: «Мы потеряли свет», что прямо говорит о смятении этих людей и элегантно коррелирует с девизом цикад (светлячков в правильном переводе) – «Следуйте за светом».

Оуэн становится моральной оппозицией самой Эбби и всех остальных мстителей-цикад. Именно он склоняет героев к милосердию. Но Эбби не понимает его, она одержима местью Джоэлу. Таким образом, Джоэл отнял у нее отца и смысл жизни, затем Эбби из-за него же потеряла любовь, а затем снова лишилась смысла жизни с убийством Джоэла. В итоге, к началу игры за Эбби, мы встречаем ее опустошенной после предыдущих событий и в завязке ее нового пути.
На секунду вернемся к треугольнику персонажей и обратим внимание на то, насколько похожи сюжетные линии Элли и Эбби. История мести уже свершилась в жизни одной, а вторая идет этим же курсом. А то, что она повторяет его почти дословно, видно по тому, что она пожертвует своими отношениями с Диной ради мести Эбби.

В стержне сюжета есть еще одна зеркальная параллель: история Джоэла в первой части и арка Эбби второй половины игры. Эбби оказывается в ситуации, в которой вынуждена помогать двум представителям враждебной группировки «шрамов» - Леву и Яре. С первого взгляда непонятно, почему она вообще так о них заботится. С нашей, на тот момент все еще предвзятой и ненавистнической точки зрения, действия Эбби кажутся контринтуитивными. Однако, наши эмоции мешают нам прямо посмотреть на эту героиню. На самом деле – это глубоко несчастная и одинокая девушка, запутавшаяся в своих взглядах. Она поддается чувствам и спит с Оуэном, к которому уже давно испытывает сильные чувства, плывет по течению, претендуя на роль одного из полководцев в войне группировок, на которую ей наплевать.
Ключом к пониманию Эбби становятся ее сны. Первый из них – это воспоминание о смерти отца. Мы видим его в начале основного игрового процесса, когда месть Джоэлу все еще не отпустила ее. Второй сон, увиденный практически сразу после спасения «шрамов», представлен образом того же коридора и отделения, где погиб ее отец. Но за дверью она видит повешенных детей, в реальности спасенных ею накануне. Это становится мотивом для Эбби встать на защиту Лева и Яры. Если смерть отца она не могла предотвратить, то их судьбы она еще может спасти. Вся последующая сюжетная линия идет именно по этому пути. Обретение и осознание нового смысла жизни приходит к Эбби в третьем сне – когда она в той же роковой палате встречает своего живого, улыбающегося отца.

В конце второй своей сюжетной арки Эбби становится такой же родственной фигурой по отношению к Леву, какой стал Джоэл для Элли. Они даже повторяют путь героев первой части: продолжительное время путешествуют по стране в поисках цикад.
Но давайте вернемся к кульминации второго акта игры – стычке в театре. Опять же, важное авторское решение, которое больно бьет по чувствам игрока: весь эпизод мы пытаемся убить Элли. Управляя Эбби, нам искренне не хочется навредить нашей любимой героине. И в то же время, ее умение нас обнаруживать, скрытность, быстрота реакции и смертоносность - дико раздражают. Игра сама подталкивает нас испытать злость. Кроме того, мы отлично понимаем мотивацию Эбби. Цепь мести готова замкнуться вновь.

Здесь же и происходит основной моральный выбор и урок, который преподносит нам история: Эбби решает пощадить врагов. Она осознает, что этим ничего не добьется и снова потеряет едва завязавшиеся отношения. Она оставляет ситуацию позади и движется «к свету» - к цикадам.
Нас же возвращают к Дине и Элли более чем год спустя. Сначала нам кажется, что живут они счастливо, но почти сразу же эта картина разрушается приобретенным Элли ПТСР. В ее дневнике мы можем найти свидетельства внутреннего разрушения. Она все время пишет про преследующие ее звуки и запах. А у всех персонажей, за исключением младенца Джей-Джея, она не способна нарисовать глаза.

Позволю себе предположить, что глаза, как зеркало души, не могут быть отражены у взрослых персонажей, ибо то, через что они прошли и что сделали, возможно, лишило их души в ее представлении (интересно тогда, как же сама Элли должна выглядеть в своем внутреннем отражении?).
Появление Томми вновь разжигает в Элли одержимость местью. Героиня вспоминает свой последний конфликт с Джоэлом. Чувство вины снова толкает ее на поиски Эбби.
Кульминационной точкой истории становится второе геймплейное противостояние героинь. Элли, идя по пути мести, сначала спасает обессиленную Эбби, а затем вынуждает ее сражаться. В итоге происходит новое нарративное испытание для игрока. Если все авторские приемы с вами сработали должным образом, то вы не захотите убивать Эбби. В какой-то момент я даже бросил управление и начал только уклоняться. Здесь вновь наиболее ярко всплывает ситуация расщепления эмпатии. На данный момент истории мы смотрим уже с надсубъективной точки зрения. Мы понимаем и сочувствуем обеим героиням. В итоге Элли останавливается всего лишь в одном шаге от того, чтобы стать самым ужасным и неадекватным злодеем всей истории. Убей она Эбби, она окончательно потеряла бы сочувствие игроков.

Для тех же, кто отказался принимать позицию Эбби, сюжет так же был бы потерян – история в этом случае сводится к банальной мести. Мы не увидели бы развития героини. Во-первых, пощадив Эбби, Элли прервала тянущуюся цепь мести. Она научилась этому у своего врага. Соверши она задуманное, то маховик убийств вновь начал свое движение - в образе Лева. Вероятнее всего, Элли не стала бы его убивать. А вот Лев, прошедший с Эбби примерно тот же путь, что Элли с Джоэлом стал бы ей мстить.
И здесь необходимо еще раз вернуться к Джоэлу. Элли перестает душить Эбби в тот момент, когда вспоминает последний вечер с Джоэлом. Его умиротворенный образ наконец-то дает ей покой: она дарует свободу Эбби. Элли, через прощение своего врага, наконец-то смогла простить своего самого близкого человека.
Парадоксально, но именно Джоэл дважды лишает ее смысла жизни, практически так же, как это произошло с Эбби. Сначала он отобрал у нее возможность пожертвовать собой во благо человечества, затем его смерть и любовь к нему заставили Элли погрузиться в омут кровавой вендетты. И только отпустив его образ, Элли получает возможность найти что-то новое.

В этом отношении великолепна концовка. Вернувшаяся домой Элли обнаруживает ранчо в запустении. Ее отношения с Диной разрушены. Она осталась совсем одна. Здесь стоит припомнить, что Элли еще в первой части признавалась, что это ее главный страх.
Героиня подходит к гитаре, которую ей подарил Джоэл в самом начале игры. Она пытается исполнить ту же мелодию, которую Джоэл играл ей вначале. Но из-за отсутствующих пальцев у нее ничего не выходит. Таким образом, гитара и музыка – становятся символами, возникающими на протяжении всей истории. Неспособность Элли сыграть мелодию красноречивее всего говорит о том, что уже ничто не будет как прежде. Здесь это одновременно открывается как самой героине, так и игроку. Мы никогда не получим тот идеальный сиквел, который нарисовали в своем сознании. Мы никогда не сможем смотреть на этих персонажей так же, как прежде.

И в этот безумно печальный момент авторы показывают нам прекрасную сцену примирения героев. Джоэл говорит, что все, что он сделал, он бы без сомнений повторил. И Элли прощает его. Это подчеркивается сильной параллелью с концом первой части. Ведь «Ладно» Элли в конце прошлой игры, созвучно - но не равно - «Ладно» в конце второй.
Пройдя через все эмоциональные потрясения, мы понимаем, что эти персонажи действительно любят друг друга, как и мы их. Это снова переворачивает перспективу на всю историю мести Элли. То, что в середине казалось местью вопреки, становится местью за отнятую возможность настоящего примирения. И именно Джоэл позволяет Элли отпустить всю ситуацию, наконец-то похоронить его в своей душе и двинуться дальше.

Элли встает, забирает вещи и уходит в неизвестном направлении. Камера движется к гитаре, фокус остается на том же мотыльке, которым открылась история второй части. Элли постепенно растворяется в размытом заднем плане. Фокусировка на гитаре говорит, что на этом история закончена.
Что произошло дальше?
Из того же интервью Нила Дракманна и актеров (https://www.youtube.com/watch?v=g6rRfK-V2jY&t=541s) становится понятно, что судьба Элли не ясна. Автор намеренно оставил финал открытым, вновь позволяя игроку интерпретировать дальнейшую судьбу героини. Она могла отправиться в Джексон и попробовать вернуть хоть что-то.

Или же затеряться где-то посреди этого жуткого мира. Элли, как и Эбби, потеряла все. И теперь ей предстоит как-то начать жить заново. Здесь мы видим довольно удручающую картину, идеально подходящую мрачной атмосфере игры: единственный иммунный человек бесцельно скитается, лавируя между ордами зараженных и убийцами всех мастей.
Известно также, что Эбби и Лев все-таки добрались до цикад. В игре об этом говорит сменившаяся заставка главного меню: качающаяся лодка из заставки игры теперь вынесена на берег перед круглым белым зданием - новой базой Цикад.

Да, суть истории банальна, но то, как нас заставляют ее прожить, ведет к сильному эмоциональному потрясению. В конце игры мы опустошены, сконфужены и даже разочарованы. Этим и сильны интерактивные медиа – они наиболее глубоко способны погрузить играющего в свою историю, создать уникальные моменты эмоциональной привязки и привести к расщеплению этих эмпатических связей. И, как мы видим по общественному резонансу, привязанность игрока к герою может быть настолько сильна, что любое посягательство на любимого персонажа может вызвать острую негативную реакцию.
The Last of Us 2 – это потрясающий нарративный эксперимент, глубочайшим образом исследующий воздействие на реципиента. Авторы из Naughty Dog нащупали и вскрыли крайне интересные повествовательные техники, сопроводили их безупречным игровым процессом, великолепной технологической составляющей и многогранным, сложносплетенным сюжетом. И это, конечно, вызывает уважение.
Весь иллюстративный материал подготовлен автором в фоторежиме The Last of Us 2