Лина Дьямакина
Клуб 27 – проклятие Дьявола или нелепое совпадение?

«Мне не нужна чья-то помощь. Потому что, если я не смогу помочь себе сама, никто не сможет мне помочь» - Эми Уайнхаус

Быть адептом своей мечты, идти к цели. Стучаться им в дверь и слышать пустоту.
Видеть, как горят потраченные года, и впасть в депрессию со всеми известными составляющими.

Тут же два варианта – изменить себе или еще раз попытаться.


Отверженный музыкант, например, видящий в себе мессию, скажет: «Конечно, еще раз попробую прорваться». И на последнем вдохе пойдет на перекресток, достанет в эзотерическом магазине клинок из слоновой кости с латунной чашей. Зачем? Продать душу Дьяволу конечно же.

А зачем еще нужны отчаянному музыканту ножи и дороги…?

О сути «27 CLUB»

В действительности никакого формального клуба нет. 27 CLUB – общее название тех, кто умер в возрасте 27 лет по странным обстоятельствам. В список «странного» входят утопление в бассейне, сердечная недостаточность, удар электрическим током, удушье, отказ почек, ушная инфекция и прочее. (Само)убийства и передозировки – занимают не последнее место.

Клуб появился вследствие большого количества популярных музыкантов, умерших в XX веке. Общественность и фанаты начали беспокоиться из-за того, что так много людей покинули мир в молодом возрасте. Еще одна причина интереса к клубу – как правило, погибали музыканты, пишущие в жанре рок и блюз, и гитаристы.

Известные личности – Курт Кобейн, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Эми Уайнхаус.
Из соотечественников – Евгений «Махно» Пьянов (гитарист «Гражданской обороны»), Yung Trappa, Сергей Золотухин (барабанщик «Мертвых дельфинов»), Игорь Чумычкин (гитарист «Алисы»).

Чарльз Р. Кросс (1957 - 2024) — музыкальный критик и писатель

Фото: Rolling Stone

Биограф Курта Кобейна Чарльз Кросс писал:


«Количество музыкантов, которые умирают в 27 лет, действительно значительно по любым стандартам.


Хотя люди умирают всегда и при любом возрасте, количество смертей музыкантов в возрасте 27 лет значительно увеличивается»

С 1938 года по 2025 год в список погибших, популярных музыкантов вошло более 50 человек. Позже в него начали включать людей из других областей, поэтому, фактически, список гораздо больше. Если сюда добавить представителей творческих профессий, не добившихся значительного успеха, список увеличится примерно втрое, поскольку страдать популярным «приятнее», чем быть в депрессии на нуле.

Правдива ли статистика?


Описание пугает – странные подробности, количество погибших, их желание продать душу и факт создания «Клуба». Однако в ходе исследования, проведённого для BMJ и охватившего 522 музыканта из группы риска, специалисты зафиксировали только три случая смерти именно в этом возрасте.

До 1970-го года частая причина смерти – самоубийство. Наибольшее количество смертей участников клуба пришлось на 1970 – 1980 года. Хотя именно этот период и является одним из самых странных.


Ирвин Аллен Гинзберг

(1926 - 1997)

Американский прозаик, журналист и поэт, основатель битничества

Изображение: Pinterest

Причины смерти вызывают вопросы, но объяснение простое. В те годы, особенно в Америке, был бум на психоактивные вещества и алкоголь. К тому же, по всему миру шли недовольства проводимой политикой в государствах.

Аллен Гинзберг, великий американский поэт тех годов, писал:

«У меня есть душа. У Америки - нервный срыв».


Будучи популярным музыкантом в том хаосе, сложно было совладать с человеческой тоской – приходилось употреблять и гонять на скорости 160 км/ч.

Действительность, несмотря на странности, немного другая. По подсчетам профессора психологии и музыки из Сиднейского университета Дианны Кенни, в 27 лет умерли 144 музыканта из 11 тыс. В 28 лет — 153 человека. А больше всего музыкантов умерли в 56 лет — 239 человек.

Говорить о том, что большинство умирает в 27 лет – ошибка.



Откуда взялась сделка с Дьяволом?

Большинство статей про Клуб 27 сфокусированы на проклятии – музыканты желают обрести популярность, обращаются к низам и просят Люцифера дать им желаемое. Смерть в 27 лет – «оплата» за популярность.


Первый член клуба – Роберт Джонсон, родившийся в 1911 году в Штатах.

В 19 лет парень познакомился с известными блюзменами Хаусом и Брауном. Тогда он решил попробовать научиться играть на гитаре в стиле блюз. Оно никак не шло, поэтому он забросил идею с гитарой и исчез.

Через год возвращается блюзовым мастером и рассказывает историю: нашел перекресток и продал душу за навыки.


Роберт Лерой Джонсон

(1911 - 1938)

Американский певец, гитарист и автор песен

Изображение: MungFali

В 2021 и 2025 гг. в TikTok обретает популярность трек «Me and The Devil» в красивом исполнении девушки из группы «Soap&Skin». На фоне популярности карт Таро и трендов сложно не стать слушателем данного трека. Напеваешь тихо в комнате «Me and the Devil was walkin’ side by side», да и радуешься.

Но не многие знают, что эта песня была написана Робертом Джонсом в его фирменном блюзовом стиле сразу по возвращению и «сделки» с Сатаной. В ней он буквально рассказывает свою историю:

Early this morning

When you knocked upon my door

And I said hello Satan

I believe it's time to go.

Me and the Devil

Was walkin' side by side

Популярность к Роберту действительно пришла слишком быстро. Он был постоянным исполнителем в барах, клубах, любил в них же и выпивать. Умер Джонсон 16 августа 1938 года. Официальная причина по сертификату, найденному в 1968 году, — сифилис. Есть предположение, что некий мужчина отравил блюзмена из-за ревности.

Место погребения искали долго. Сейчас считается, что он похоронен под деревом возле Церкви в Гринвуде. В день его смерти некая Рози Эскридж видела, как ее муж в компании других мужчин закапывали тело у корней пеканового дерева недалеко от Церкви рядом с городом Гринвуд.

Ханибой Эдуардс, партнёр самого Джонсона, рассказывал, что музыканта похоронили в 1600 метрах от клуба «3 Forks Juke Joint», в котором они играли в тот вечер, место захоронения было рядом с церковью.

Прошло уже больше века, но приверженцы «Клуба 27» уверены, что именно Роберт стал первым в списке. Именно с него, продавшего душу Дьяволу за успех, началась бесконечная серия музыкантов-смертников.
В чем причина стольких смертей?

Музыканты, ставшие популярными, попросту не могут выдержать требований от их лейбла, преследований, графиков и разъездов. Музыкальная карьера в молодом возрасте открывает перед человеком абсолютно любые двери, и, конкретно в этом вопросе, популярность не важна – дверь будет открыта сразу.

Даже «маленькие» музыканты получают легкий доступ к запрещенным веществам на концертах и квартирниках, к алкоголю в повседневной жизни, вдохновляясь кумирами, которые «смогли».

Вот только сложно быть готовым к жизни, которой нигде не учат.


Параллельно этому есть и другой интересный фактор – творческий человек без трагедии не является таковым. Должна быть та самая медовая, цимесная дыня для творчества – расставание с любимым человеком, сложные отношения в семье, потери, финансовые долги и неудачи. Творчество – крик души, когда кричать тяжело. Но если тяжести бытия нет, то и петь особо не о чем.

Хочется банально ответить: «Смерть в кризисный 27 год – обычное явление для человека». Хоть формулировка и сомнительна, но, относительно жизни, употребление веществ и прочее регрессивное – лишь способ забыть то, что толкает на «великое». Поэтому автокатастрофы, передозировки объяснимы глупостью. Убийства обусловлены завистью или местью.

Касаемо самоубийств – апофеоз глупости, приведшей случайно к смерти.


Конечно, фанатам хочется верить, что есть «сложная», веская причина смерти.

«Человек в 27 слишком молодой, чтобы по здоровью что-то произошло.

Слишком богат, чтобы мстили. Слишком много улыбался, чтобы повеситься».


И фанатов можно понять, но искать причину в Дьяволе… даже если бы он и существовал, вряд ли он бы хотел быстрой смерти от только обретшего популярность.

Влияние на культуру

Magenta «The Twenty Seven Club»
Изображение: Music Lossless
Разговоры о возможной связи знаменитых музыкантов начались, когда за 2 года ушли из жизни четыре выдающихся исполнителя: Джонс, Хендрикс, Джоплин и Моррисон. Уже тогда журналисты стали говорить о «проклятии» 27-летнего возраста. В начале 1990-х годов англоязычные поклонники музыки ввели термин Forever 27 Club.

Сами музыканты также неплохо продвигают клуб 27 и сейчас.

Альбом Magenta «The Twenty Seven Club» (2013)

посвящен отдельным членам клуба.


Некоторые песни других исполнителей:

«27» Fall Out Boy

«27 Forever» Эрика Бердона

«27 Club» Letlive

«Long Live Rock & Roll» Дотри

«Dark Side» Blind Channel

Фильмография про клуб 27 не акцентирует внимания на самом клубе. Как правило, фильмы показывают жизнь его членов – каково детство, что привело к смерти, каковы были отношения с близкими.



В 2008 году вышел фильм «The 27 Club» режиссёра Эрики Дантон.По сюжету рок-музыкант Том совершает самоубийство (угадайте его возраст). Его близкий друг и коллега по группе Эллиот решает отправиться в путешествие через всю Америку в родной город.
Он сталкивается с выбором: присоединиться ли ему к печально известному «Клубу 27».


Кадр из фильма «The 27 Club»

(реж. Эрики Дантон, 2008)


Кадр из фильма «Kurt Cobain: About a Son»

(реж. ЭйДжей Шнак, 2006)


«Kurt Cobain: About a Son» основан на аудиозаписях интервью с Куртом Кобейном, сделанных его другом Майклом Азеррадом.
Он раскрывает личную жизнь лидера Nirvana: борьбу с депрессией, зависимостью от наркотиков, семейными проблемами и давлением славы. Фильм показывает, как Кобейн стал иконой «Клуба 27» после самоубийства в 1994 году.



Полудокументальный фильм «Jimi Hendrix» о жизни музыканта, снятый вскоре после его смерти в 1970 году. Включает концерты, интервью и реконструкции событий, фокусируясь на его музыкальном гении, экспериментах с психоделиками и смерти от аспирации рвоты после передозировки.


Кадр из фильма «Jimi Hendrix»

(реж. Джо Бойд, Гэри Уэйс, Джон Хэд, 1973)


Кадр из фильма «The Doors»

(реж. Оливер Стоун, 1991)


Художественная биография Джима Моррисона и группы The Doors. Фильм показывает их формирование в 1960-х, хиты, скандалы (концерт в Майами) и личный упадок Моррисона — алкоголизм, поэзия и смерть от сердечного приступа в 1971 году.


«27: Gone Too Soon» - исследование жизни и смерти шести самых известных участников «Клуба 27» — музыкантов, умерших в возрасте 27 лет: Брайана Джонса, Джими Хендрикса, Дженис Джоплин, Джима Моррисона, Курта Кобейна и Эми Уайнхаус.

Кадр из фильма «27: Gone Too Soon»

(реж. Саймон Роберт Нейпир-Белл, 2018)

Слава пустоте

Если посмотреть иные статистики, можно предположить, что Дьявол, скорее, пришел к фанатам. В 2019 году в мире зарегистрировано около 700 000 самоубийств, из которых значительная часть (около 20–25%) приходится на возраст 15–29 лет. Стоит задуматься, а сколько из них слушали тех, кто поет о своих проблемах и трудностях в жизни? И сколько уже из «них» покончили с собой?

Аспект современности – искать поддержку в себе. В Интернете от коучей часто можно встретить идею о стойкости духа. Но даже люди Советов проблемы обсуждали, сидя на кухне. Замалчивание – виновник личной затяжной трагедии. И единственный помощник для человека – музыка. Автор поет о том же, что чувствует его слушатель. Немая поддержка, а более – не нужно.

Джими Хендрикс писал:

«С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их слабое место, ты можешь им вбить в голову все, что угодно».

Однако с ним можно поспорить. Сложно управлять целой массой людей, да и та неглупая. У отдельно взятого человека уже есть трагедия, вживить новые вряд ли получится.

За последний век мы, скорее, имеем психологически разбитых музыкантов, отыскавших в музыке спасение, но не спасшихся, и таких же фанатов.

И именно оно – проклятие «Клуба 27».

В начало материала
Вернуться к теме недели