Лина Дьямакина
Победа любой ценой. Неподорванный подвиг
«Подвиг этот такой, что подобного ему нет в истории мореплавания»


Из дневника неизвестного матроса
«Сегодня вторник, 14 день мая 1829 года. В 14:37 командир отдал приказ не палить ответным огнем. «Беречь снаряды для ближнего боя». Паруса и такелаж пострадали первыми. Мы и наш 20-пушечный брат не смогли уйти, а Штандарт и Орфей вырвались вперед. За нами следовала турецкая эскадра из 14 судов.
Догнали «Селимие» со 110 пушками и «Реал- Бей» с 74 пушками. Военный совет был громким, мы с командой слышали их крики. Они тоже не понимали, что делать. Шансов нет.… Штурманский поручик Прокофьев Иван Петрович обратился: «Нам не уйти, господа офицеры, но сдаваться мы не имеем права».

Да… Они хотят взорвать корабль, если поражения не избежать. Взорвать и нас.

И себя. Как бы я хотел вернуться домой, к жене, детям. Нет. Нет-нет, шансов нет, как бы не хотелось верить. Неравный бой.

Боже, помоги нам».

В 1829 году, в рамках русско-турецкой войны, возле пролива Босфор столкнулись 3 корабля русского отряда и турецкой эскадры. Два судна успели уйти, но тихоходный бриг «Меркурий» оказался в окружении турков.
Бой хоть и не был равным, общими силами и верными действиями капитан-лейтенанта брига Александра Казарского чудо все-таки произошло.
Не по назначению прибывший

«Меркурий», построенный Осмининым Иваном Яковлевичем, предназначался для разведки, дозора, посыльной и крейсерской службы. Оснащен всего 2 пушками и 18 карронадами, 14 веслами, а экипаж – 115 человек. Пожалуй, этих данных уже достаточно, чтобы понимать бедственное положение брига в момент нападения. Если нет – у нападавших пушек было 184.

Шла русско-турецкая война. Фрегат «Штандарт» и два брига «Орфей» и «Меркурий» крейсировали у выхода из пролива Босфор. Турецкая эскадра из 6 линейных, 2 фрегатов, 2 корветов, 1 брига и 3 тендеров, заметив русских, двинулись вперед. Командир русского отряда поднял сигнал: «Избрать тот курс, каким судно имеет преимущественный ход».
«Меркурий» тихоходен. Отстал от отряда. Боя, как уже было отмечено, избежать не удалось.
Как турки привезли русским «Георгия»?

Сразу перед боем военный совет командиров и офицеров единогласно принял решение – если выиграть не сможем, то судно будет взорвано. Морской чести не отнять. Тем более нашим, русским.

И, хотя Казарский понимал положение, – пушки по ним уже стреляют, парус оборван, часть такелажа повреждена, а выйти на связь возможности нет, – команда по приказу не начала стрелять ответным огнем.
Они ждали, когда турки подойдут ближе.

– Ну, что же вы, Александр Иванович! Пропадем ведь зазря! - не удержался кто-то из офицеров.
– Спокойно, ребята, спокойно. Ждем, - отвечал Казарский, спокойно, по-родному ответил командир, но, окинув взглядом команду, добавил: - Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают - они везут нам Георгия!


Казарский Александр Иванович
Изображение: МИР ИСТОРИИ - WOH
«Селимие» попытался зайти в корму бригу, однако, заметивши уловку, Казарский приказал открыть огонь. Чтобы не отвлекать матросов от работы и не убирать весла, командир вместе с офицерами открыл огонь из ретирадного орудия.
В этот же момент к левому борту подошел и «Реал-Бей».

С вражеского судна начали по-русски кричать «Сдавайся, убирай паруса!».
Едва не зажатые, с брига выдали ответно-исконное «Ура!», и последовали выстрелы уже со всех орудий и ружей.

Началась их личная война. Война за честь с отвагой и надеждой.
Первые жертвы

Сразу после начала выстрелов, благодаря действиям офицеров и командира, матросы сфокусировались на маневренности судна. Таким образом удалось избежать основных прицельных попаданий с пушек. Оставались целыми две «несущие» мачты. Если были бы по ним попадания… кто знает, чем бы закончилось сражение.

На самой палубе трижды начинался пожар, однако и тут команда сразу же тушила его. С учетом сравнительно небольшого экипажа, их действия были «чудом» – слаженная работа и своевременность решений, несмотря на неудачи. В бриг летели книппели, брандскугели и ядра, а члены команд стреляли шквальным огнем из ружей и картечи.
Первая победа русских произошла именно в этот момент – турки, готовые к высадке, убрали абордажные команды. Однако паузы никакой не последовало, и с «Меркурия» началась беспрерывная канонада. Так продолжалось до 6 часов вечера.

К этому моменту из команды «Меркурия» убиты 4 человека, еще 6 были ранены. Команды «Орфея» и «Штандарта» уже приспустили флаги в знак траура, думая, что из той турецкой петли тихоходному «Меркурию» не выбраться без чьей-либо помощи.
Надежда, неумершая последней

На бриге находился канонир Лисенко Иван, повредивший такелаж «Селимие». Туркам пришлось лечь в дрейф из-за неспособности маневрировать и поставить корабль на ход. Похожая ситуация произошла и с «Реал-Бей» – удалось перебить его фор-брам-рей и нок фор-марса-рея, - составляющие надпалубных конструкций, держащие паруса, - который, падая, увлек за собой лисели, боковые паруса. Упав, лисели закрыли порты носовых пушек. Подбитое и вставшее по ветру судно не смогло далее преследовать «Меркурий».
«В продолжении сражения мы поняли, что капитан брига никогда не сдастся.
Если он потеряет надежду, то он взорвет свой бриг на воздух»

Из воспоминаний турецкого офицера с «Реал-Бея»
Казарский, получивший контузию головы, отдал последний приказ этого сражения – полный ход. Согласно рапорту Казарского, ранено шесть нижних чинов. Бриг, их брат, получил 22 пробоины в корпусе, 133 пробоины в парусах, 16 повреждений рангоута, 148 повреждений такелажа. Разбиты все шлюпки, часть весел и выведена из строя одна пушка.

На следующий день, около 5 часов дня, «Меркурий» на остатках парусов присоединился к флоту, идущему из Сизополя (ныне Созополь) в Севастополь.

«Сдавайся», а паруса убирать не стану


Тремя днями ранее эта же турецкая эскадра настигла российский фрегат «Рафаил» с 36 пушками. Совет на фрегате принял решение сражаться до последнего, однако матросы, предвидя смерть, кричали капитану: «Сдаемся, спускайте белый».

Капитан «Рафаила» Семен Михайлович Стройников, сослуживец Казарского, участник морских военных кампаний, награжденный за победы и успех на море, и, кстати, предыдущий командир «Меркурия», услышал свою команду и поднял белый флаг без боя. За сдачу корабля, Стройников стал пленником «Селимие».

Скорее всего, турки заставили капитана прокричать по-русски «Сдавайся, убирай паруса», когда вели бой с «Меркурием». И, безусловно, сдача корабля врагу – преступление для флота, особенно, в России в XIX веке. Стройников был лишен дворянства, всех наград, разжалован из капитанов и сослан в арестантские роты.

Фрегат «Рафаил». Изображение: Филиал Карамзина

Николай I

Николай I писал о действиях Стройникова так:


«Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата „Рафаил“, не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».
Слава флоту русскому

После победы в неравном бою, имя Казарского, действительно, стало известно всей России, а в победу брига «Меркурий» даже отказывались сначала верить.

«Одесский вестник», получивший первым данные о подвиге, писал: «Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания; он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотвержение, оказанные при сем командиром и экипажем «Меркурия», славнее тысячи побед обыкновенных».

Что вы, ребята? Ничего, пускай пугают - они везут нам Георгия! – известная фраза, ставшая и пророческой. За свой подвиг бриг был награжден Георгиевским флагом и вымпелом. А Казарский и Прокофьев, готовые сжечь свой корабль при поражении, были награждены орденом Святого Георгия, остальные офицеры - орденом Святого Владимира. Все нижние чины удостоились знаков отличия военного ордена.

Дальнейшая судьба героев


Бриг «Меркурий» был отремонтирован и даже принял участие в русско-турецкой войне 1837-1839 годов, а затем и в Крымской. Короткое время он служил плавучим складом в Николаеве. Только после этого выведен из состава флота в 1857 году и разобран по причине ветхости.

Сам же Казарский умер через 4 года, в 1833 году. Это было внезапно и трагично для всех. Хотелось бы, конечно, так думать. Несколько лет велось расследование. Причина – преступный сговор чиновников, отравивших Казарского мышьяком, подмешанным в кофе. Официальная версия – умер от пневмонии. Истинная причина смерти так и остается неизвестной.

Казарскому. Потомству в пример

Николай I, увидевший проект памятника «Меркурию», сразу его одобрил. А моряки Черноморского и Балтийского флотов собрали нужную сумму. Так, в 1839 году в Севастополе появился памятник подвигу команды Казарского – «Казарскому. Потомству в пример».

Фотографии памятника
Фото из личного архива
Вечный «Меркурий»

Согласно указу Николая I, в составе черноморского флота предписывалось всегда иметь бриг, построенный по чертежам «Меркурия» и носящий его имя. Так и было до 1918 года.

За год этого, крейсер «Память Меркурия» (до 1907 года «Кагул») поднял желто-синий флаг. Большинство матросов покинуло судно и забрало Георгиевское полотно, переданное в том же 1907 году. В 1918 году крейсер переименован в «Гетмана Ивана Мазепу*».

Лишь в 1960-х годах в советском флоте появляется малое гидрографическое судно «Память Меркурия», затонувшее недалеко от Севастополя в 2001 году. Пропали без вести 7 членов экипажа и 13 пассажиров.
В 2021 году корвет, носивший ранее название «Дерзкий», переименован в «Меркурий».


Бриг «Меркурий», как и подвиг команды того самого, первого брига, находится здесь – с нами, в одной плоскости, в одном пространстве и памяти.


Забыть? - нельзя. Такое забывать нельзя.

В начало материала
Вернуться к теме недели