Петербургская Императорская Академия художеств в XIX веке оставалась единственным в России художественным учреждением, дававшим высшее образование. Но поступить туда непросто. Ладно поступить – до Петербурга сначала нужно доехать, а такая оказия стоит денег, которых у семьи Айвазян нет.
Да, так выглядит биография многих русских художников XIX века, которых мы теперь называем великими. Сурикова, Репина, Крамского, например. Можно менять в тексте имена, фамилии и место рождения – и эта краткая биографическая выжимка почти каждому подойдёт. Талантливый мальчик из очень небогатой семьи рисует «подручными средствами», углем, давлеными ягодами, для заработка расписывает яйца на Пасху, пока его талант не замечает кто-то влиятельный. И не помогает ему – рублём – отправиться в Академию.
Так произошло и с Ованесом. Его работы понравились Наталье Нарышкиной, дочери Федора Ростопчина – да, да, того самого, который был генерал-губернатором Москвы в 1812 году! Наталья добилась, чтобы Ованеса приняли в Академию за казённый счет. «На бюджет», то есть.
Из солнечно-приветливого Крыма шестнадцатилетний мальчик прибыл в сурово-холодный Петербург.
Ованес – армянская форма имени Иван. Поэтому в Петербурге Ованес Айвазян стал сначала Иваном Гайвазовским, а потом, наконец, тем самым Иваном Айвазовским.