«Голубой огонёк» и чувство праздника: от эксперимента к привычке
Вот в углу мерцает ёлка, на кухне звякает посуда, мама и папа уже накрывают на стол. В квартире постепенно появляется то самое новогоднее чувство. Но главный герой в этой комнате — телевизор. На него родители бросают быстрые взгляды и иногда в суматохе застывают, уставившись в экран. Телевизор становится волшебником, который создаёт настоящий праздник.
Откуда взялась эта магия праздничного телевидения? Почему традиция включать новогодний эфир пережила эпоху видеохостингов и коротких вертикальных роликов? В этом тексте я разбираюсь, как родился и менялся «Голубой огонёк» — одна из главных телевизионных декораций нашего Нового года.
Два ингредиента новогоднего салата
В 1960-е складываются два главных ингредиента для новогоднего телевизионного праздника: регулярное вещание и советская эстрада.
Работники телевидения тогда стояли на сложном перепутье: нужно было одновременно оставаться государственным информационным органом и развлекать аудиторию. Внутренних конфликтов было много и многие казались неразрешимыми. Например, было понятно, что перед камерой увереннее и интереснее держатся представители интеллигенции или звёзды своего времени. Журналист и критик Владимир Семёнович Саппак восклицал: «Очень нужны сейчас такие люди-примеры, как кристальной души коммунист Юлиус Фучик, как строгая девочка Анна Франк, как французский врач Ален Бомбар… как совершивший “подвиг века”… Юрий Гагарин».
Но показывать только журналистов, поэтов и героев было бы неправильно — и, с точки зрения советской идеологии, несправедливо. При этом журналисты сталкивались с ещё одной сложностью: когда они подносили микрофон тем, кто совершал трудовой подвиг, часто слышали что-то невнятное. Рабочие и крестьяне просто не умели «мыслить на камеру», а ведь именно эти классы считались основой советского общества.
Но показывать только журналистов, поэтов и героев было бы неправильно — и, с точки зрения советской идеологии, несправедливо. При этом журналисты сталкивались с ещё одной сложностью: когда они подносили микрофон тем, кто совершал трудовой подвиг, часто слышали что-то невнятное. Рабочие и крестьяне просто не умели «мыслить на камеру», а ведь именно эти классы считались основой советского общества.
На московском заводе "Газоаппарат". Новости. Эфир 7 октября 1966
Начальник планового отдела Московского завода "Газоаппарат" рассказывает о выпуске холодильников "Север" и газовых плит сверх плана, о переходе на новую систему планирования и экономического стимулирования. Подача героя сюжета очень сложная для восприятия, формализованная и скучная. Пример неумения красиво «мыслить на камеру».
Была и другая проблема: телевидение было не очень неинтересным. На Центральном телевидении организовали научно-методологическое отделение и начали проводить опросы. Как говорится, результаты их шокировали – жаловались все. Была скучной программа, душные лекции шли в прайм тайм, рабочии приходили с завода и были вынуждены слушать агитки. Вот примеры писем:
То есть нужно было создать что-то интересное, идеологически верное, красивое — такое, что можно ставить в то время, когда люди
возвращаются домой.
В этот же период оформляется советская эстрада как особый жанр
массовой культуры.
Главная проблема советской эстрады совпадала с проблемой телевидения: она должны была быть одновременно доступной и правильной. Кстати, эстрада это не только музыкальные номера. Главный режиссёр Московского театра эстрады описывал это понятие так: «яркость, необычность впечатления, охватывающий зрителей смех, азарт, волнение, а может быть и вытертые украдкой слезы — все, что может смыть с души усталость и освеженными глазами взглянуть на мир». Достаточно пространно, но тем не менее, понятно. Но именно песни были самыми популярным жанром представлений. В отличие от западной поп-музыки, ориентированной на рынок, советская эстрада развивалась в рамках системы госзаказа и худсоветов: репертуар утверждали, артисты проходили через отбор, песни существовали в пространстве радиостанций, концертных залов и официальных фестивалей.
И вот однажды телевидение и эстрада встретились, поженились и у них родился чудесный ребенок — передача “Голубой огонёк”.
Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит
Исследователи медиа Даниэль Дайан и Элиху Кац выяснили, что существуют некие медиасобытия (Media Events), которые заставляют людей бросить всё и примкнуть к телевизорам. При этом эти передачи люди смотрят не для того, чтобы что-то узнать, а чтобы разделить момент. Это важные ритуальные точки в календаре, которые зрители ждут. А больше всего люди любят эмоции. Начиналось всё с того, что советские телепродюсеры поняли — вещание отлично передаёт «настроение», а особенно чувство праздника.
В те махровые годы телевидение было очень формальным и строгим…Могла бы написать я и это была бы не правда. Молодой коллектив телевидения любил эксперименты. У них уже был опыт создания массовых передач (“ВВВ”), поэтому когда режиссёр Алексею Габрилович предложил снять передачу в кафе — к нему прислушались. Тут телевизионщики снова чуть не ушли в свою любимую крайность: снимать то, что близко только им. В 1961 году открылось кафе “Молодёжное”, в котором проводила свое время советская интеллигенция. Была идея как раз собрать всех этих людей и передать атмосферу их дружеского общения за столиками. Выступать должны были в первую очередь творческие герои оттепели.
Так передача, которая изначально называлась “Телевезионное кафе” стала выходить каждые выходные. На “Голубой огонёк” надавило начальство. А где образцовые рабочие и военные? За столики посадили рабочих и военных. Тогда посыпались письма о том, что передача стала скучной и потеряла своё изначальное очарование. Но продюсеры не могли доставать для аудитории звезду каждые выходные, а цензура Центрального телевидения была строгой. Так программа стала выходить только по праздникам: 8 Марта, 1 Мая, в День космонавтики и на Новый год.
Новогодний спектакль
«Голубой огонёк» 1965 года открывается разлетающимися листочками календаря. Вот это настоящий захват внимания за первые три секунды! Во время вальса герои передачи ловят листочки: 8 марта — статный мужчина, а женщина с высокой причёской — 23 февраля. Каждая пара кружится в танце и сжимает в руке праздничный день календаря.
После танца актёр Юрий Белов желает зрителям: «На улицах пусть станут тысячи…» — и меняет маленький фужер с шампанским на огромный бокал, — «нет, десятки тысяч новых домов». Затем говорит Юрий Гагарин: «Пусть будут тысячи улыбок и хотя бы одна весёлая кинокомедия!» Съёмка передачи выглядит совершенно экспериментальной. Следующий кадр показывает операторов, которые очень заинтересованно наводят камеры на звезду советской эстрады Ларису Мондрус. Перебивка — Юрий Гагарин наводит на Ларису собственную небольшую видеокамеру. За его спиной — спокойные ветераны с орденами на груди. Певица продолжает петь, и тут один из операторов (внутри кадра!) будто бы оставляет аппаратуру и бросается вальсировать с Ларисой Мондрус. Дальше — ещё сильнее снижая градус официальности и серьёзности — появляются Трус, Балбес и Бывалый.
Посмотрите сами, как здорово снято!
Новогодний Голубой огонёк 1965 года, видео с канала 1ceTea
Фрагмент выпуска 1965 года, опубликованный на YouTube-канале 1ceTea, собрал 7 миллионов просмотров. Это «облегчённый вариант»: оригинал длится чуть больше часа, а здесь — 24-минутная нарезка. В комментариях зрители пишут:«Полный отпад! Платья, туфли, причёски, костюмы — красота! Сердце щемит, Юрий Гагарин живой!»; «Живой Гагарин, легендарная Зыкина, красавец Дин Рид господи все это как с другой планеты».
Но в 1965 году в редакцию пришло такое обидное письмо: «Миллионы людей ждут передачи “На огонёк”, часто отказывая себе в том, чтобы пойти в театр, в кино… От выпуска к выпуску, за исключением “парадных”, вы не улучшаете своей работы и не доставляете нам большей радости, которую обязаны нам доставлять».
Нарезка к столу
Но в 1965 году в редакцию пришло такое обидное письмо: «Миллионы людей ждут передачи “На огонёк”, часто отказывая себе в том, чтобы пойти в театр, в кино… От выпуска к выпуску, за исключением “парадных”, вы не улучшаете своей работы и не доставляете нам большей радости, которую обязаны нам доставлять».