Александр Кириенко
Толерантность как религия: новое язычество или христианство?
Является ли сегодня толерантность религией?
И если да, то какой?
3 января 2021 года, в первый день работы 117 созыва Конгресса США, разразился скандал. Рукоположенный методистский священник и член демократической партии Эммануэль Кливер произнес речь, которая выходила за рамки традиционной христианской догматики. Во-первых, он восславил не только Христа, но и произнес молитву «во имя монотеистического Бога, Брахмы и Бога, известного под многими именами в разных религиях». Во-вторых, молитва закончилась гендерно-нейтрально, священник завершил ее словами «amen and awoman». Пикантности ситуации добавляет и то, что сам пастор был темнокожим, а в 117 созыве Конгресса США принимает рекордное количество женщин в американской истории.
Эта история показывает, как тесно сегодня переплелись религия и толерантность. Зачастую они соперничают друг с другом, но во многом они похожи. Настолько похожи, что религия кажется старшей сестрой, которая снисходительно смотрит, как ее младшая сестра – толерантность – повторяет тот же путь. Я убежден, что та агрессия, которая исходит от «прогрессивных и толерантных» членов общества по отношению к религии, носит характер внутривидовой борьбы.

Это чувство соперничества и узнавание близких по духу. Это борьба за души людей, и, чтобы победить в ней, толерантности придется перенять многое от своей соперницы. Тот, кто убивает дракона, сам становится драконом. Современная толерантность превратится в свод догматов, также как когда-то это сделало свободное язычество. Все новое – это хорошо забытое старое.

Однако стоит разобраться в вопросах разграничения религии и идеологии. Толерантность безусловно является идеологией. Но наша эпоха такова, что люди ищут новые нравственные ориентиры, не желая верить старым идеалам. И толерантность обретает черты новой религии. А вот какой – это мы и попытаемся выяснить.
Религия
Как появилась религия? Ведь, если подумать, это глубоко иррациональное явление, в основе которого лежит чувство страха. Страх перед неизвестным и неконтролируемым вызывал у человека желание «договориться», найти какие-то способы отвратить от себя несчастья. Так появилась обрядность и ритуалы, регулярное повторение которых успокаивало и внушало ощущение, хоть и ложной, но надежды. Одно из значений латинского слова «religio» и было «перечитывание, повторение».

И сегодня бы мы назвали античное общество скорее не религиозным, а суеверным, поскольку действия людей не были направлены на духовный мир человека, а преследовали цель отвести беду. Это как сегодня человек предпочитает не переходить дорогу, если ее перебежала черная кошка, или стучит по дереву, чтобы не спугнуть удачу. Древнегреческие и древнеримские интеллектуалы прекрасно чувствовали двойственность этого положения, и считали себя свободными от «религиозных суеверий», но считали необходимым существование религии для успокоения народных масс.
Полибий
Однако важнейшее преимущество Римского государства состоит, как мне кажется, в воззрениях римлян на богов. То самое, что осуждается у всех других народов, именно богобоязнь, у римлян составляет основу государства. И в самом деле, оно у них облекается в столь грозные формы и в такой мере проходит в частную и государственную жизнь, что невозможно идти дальше в этом отношении. Многие могут находить такое поведение нелепым, а я думаю, что римляне имели в виду толпу. Правда, будь возможность образовать государство из мудрецов, конечно не было бы нужды в подобном образе действий; но так как всякая толпа легкомысленна и преисполнена нечестивых вожделений, неразумных стремлений, духа насилия, то только и остается обуздывать ее таинственными ужасами и грозными зрелищами.
Полибий, «Всеобщая история»
Язычество
Пиком развития язычества стал Древний Рим. Римляне были одним из самых практичных народов в истории человечества. Это проявилось в самом начале римской истории, когда был изгнан царь и образована республика. Царь традиционно совмещал в своем лице и светскую и религиозную власть, являясь первосвященником. Царь был посредником между общиной и богами. Изгнав царя, римляне рисковали навлечь на себя гнев богов. Эта проблема была решена гениально и просто: был создан подставной царь.

Так называемый, царь священнодействий (rex sacrorum) не обладал никакой реальной властью, он должен был присутствовать на священнодействиях. И чтобы у него не кружилась голова от «царского сана», его каждый год изгоняли из Рима. Со временем это превратилось в еще один ритуал, после которого царь священнодействий спокойно возвращался в город. Но самое главное – сделка с богами оказалась соблюдена.

Другой пример практичного отношения к религии нам показывают древние греки. Их практичное отношение к религии мы можем увидеть в легенде о Прометее. Добрый титан решил научить людей как обмануть богов при жертвоприношении. Был день, когда Зевс должен был решить, какую часть жертвенного быка люди будут приносить в жертву великим богам. Люди пребывали в унынии, ведь они не сомневались, что Громовержец выберет для себя самые лучшие части жертвенного животного, оставив им только объедки.

Прометей несет наказание за любовь к людям
Тогда Прометей надоумил жреца положить в один мешок мясо, покрыв его сверху требухой, а в другой мешок кости, покрыв их толстым слоем жира. Зевс обманулся сочным видом жира, приняв его за мясо, и выбрал второй мешок. Так греки объясняли себе, почему они оставляют себе лучшие куски мяса, а богам отдают жир и кости. Примечательно здесь то, что вся основная вина за обман переложена с людей на титана.

Такое практичное понимание религии язычниками привело к тому, что античное общество можно назвать первым обществом победившей толерантности. Было четкое понимание того, что все религиозные обряды это дело рук человеческих, а не богоданная реальность. У римлянина и грека не было никакой предубежденности к верованиям сирийцев или африканцев, наоборот, было любопытство: «А вдруг их способ переговоров с богами более действенный? Тогда мы с удовольствием возьмем это на вооружение».

Мы не найдем в язычестве ни одного свода религиозных норм и правил наподобие Библии или Корана. Была полная открытость к новым практикам и верованиям. И сами боги не мыслились как нравственные абсолюты. Язычники задолго до Фейербаха пришли к выводу, что боги являются отражением людей.

Ведь с нравственным абсолютом невозможно договориться, и именно поэтому у нас, людей воспитанных в многовековой христианской культуре, вызывает нервный смешок греческая и римская мифология. А ведь они мало чем отличаются от людей в плане поступков, мотиваций и мыслей, разве что возможностей у них больше и последствия их решений более масштабные.
Людвиг Фейербах
Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу Бога, а затем уже этот Бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека.
Людвиг Фейербах, «Сущность христианства»
Отсюда и гораздо большая свобода нравов и меньшая зашоренность сознания. Даже сегодня сложно представить себе ту степень толерантности по отношению к гомосексуализму и вопросам секса вообще, которая существовала в ту эпоху. Я думаю, что многих сторонников закрывания простынями античных статуй, просто напросто хватил бы инфаркт, если бы они увидели те экспонаты, что сокрыты в хранилищах музеев. Ближайшая аналогия, которая приходит мне в голову, это отношение к сексу в культуре Японии, которая давно уже прославилась своей крайней озабоченностью в этом вопросе.

Многие взрослые люди до сих пор знают греческую мифологию в ее редакции для детей, не подозревая или смутно догадываясь, насколько более жесткой, откровенной, а порой и откровенно пошлой она является на самом деле. Сегодня оригинальная мифология возвращается в массовое общественное сознание опять же благодаря вопросу толерантности. В частности, наделавшая шуму, установка памятника Медузе Горгоне в Нью-Йорке.


14 октября 2020 года на Манхэттене была установлена двухметровая статуя женщины. Это именно, что женщина, а не какой-то монстр. Женщина, которую вы каждый день можете видеть на улице, на работе, дома. Медузу Горгону в ней выдают лишь змеи, которые, впрочем, лежат подобно обычным волосам. В правой руке она держит голову мужчины, в левой руке меч. Но лицо при этом не выражает бешеной агрессии, это скорее лицо загнанного в угол человека, которому не оставалось выбора.

Перед вами наглядное переосмысление истории Медузы Горгоны. Мы привыкли, что она монстр, чудовище, обращающее людей в камень. Она опасна, и ее нужно убить. Персей герой, который избавил человечество от угрозы. Но так ли это? Медуза Горгона не родилась чудовищем, ее такой сделали. Это была красивая девушка, которая на свою беду приглянулась всемогущему богу Посейдону. Спасаясь от него, она бросилась в храм Афины, ища у нее защиты. Но вместо этого она получила позор и проклятье.

И так ли уж мужественно поступил Персей? Он выбрал Медузу, потому что из всех трех сестер-горгон она единственная была смертная и была относительно легкой добычей. Но даже с ней наш герой побоялся вступить в честную борьбу, по одной из версии легенды, подкравшись к ней ночью и отрезав ей голову, пока она спала. Заслуживала ли Медуза Горгона такой судьбы?

Автор скульптуры Лучано Гарбати считает, что нет: «Эта история чрезвычайно трагична. Мне кажется, что Медуза – не монстр, но становится им после серии ужасных событий, пока ее не убивают. Если представить. Что она чувствует, когда любой человек, посмотревший на нее, превращается в камень. Можно понять – это одно из самых страшных проклятий». Вот так тесно переплетается язычество и один из ключевых вопросов современной толерантности – феминизм.
Христианство
Почему же пришла в упадок столь вольнолюбивая религия? Как мы уже отметили, важной особенностью язычества было отсутствие догматики. Языческие культы возникали в маленьких гражданских общинах и идеально для них подходили. Однако Рим все больше становился гегемоном всего Средиземноморья, и ему необходимо было провести централизацию всей державы. На уровне государства эта проблема была решена с помощью культа императора. Император объявлялся богом и по всей империи строились храмы в его честь.
Жан-Леон Жиром
"Последняя молитва христианских мучеников"
Жертвоприношение божественному Августу было гарантом лояльности режиму. Для язычника это не было проблемой. Проблемой для него стал тот духовный кризис, что произошел из-за вопросов загробной жизни, справедливости, истины и т.д. Впервые язычник задумался о душе.

Язычество, в этом плане, было сурово как сама жизнь. Оно не обещало человеку никакого посмертного вознаграждения, ни о какой справедливости и речи не шло. Вся мифология показывала, что люди беззащитны перед сильными мира всего, а истина всегда относительна. Язычество не давало четкой инструкции о том, что и как надо делать, чтобы у тебя было все хорошо не только здесь и сейчас, но вообще.

Оно не давало гарантий, требуя от человека постоянной сверки с собственным чувством добра и зла. Язычество требовало работы ума и сердца, а человеку хотелось «отключиться», получить однозначные ответы на все волнующие его вопросы и успокоиться. Так на историческую сцену вышло христианство.

Христианство с самого начала отличалось от язычества и всячески это подчеркивало. Именно со времен христианства появляется разделение религии, как внешней обрядности, и веры, как духовного переживания. Христиане первыми обратились к внутреннему духовному миру человека и поставили идею выше практической выгоды. Это были настоящие фанатики, и тем забавнее, что язычники считали их атеистами. Ведь в отличие от них, они вели себя крайне не толерантно по отношению к чужим богам, отказываясь приносить им жертвы.

Во времена всеобщей толерантности христиане стали политическими экстремистами. До сих пор все радикальные и экстремистские течения и партии возводят свою родословную к первым христианам. В их учении мы можем увидеть и анархизм, и коммунизм, и консервативный радикализм, и фундаментализм и много чего еще. Потому что христиане были первыми, кто идею поставили выше реальности.

Не удивительно, что против политических и религиозных экстремистов начались репрессии. В христианской традиции они известны как гонения. Как это часто бывает, преследования привели к ровно обратному результату. Христиане самоотверженно шли на самопожертвование, заходили в клетки к диким зверям, горели на кострах и умирали на крестах. Это было чистое самоубийство. И глядя на это, у многих язычников стали закрадываться сомнения. Если эти люди готовы умереть за свою веру, то в ней явно что-то есть.

Сначала десятки, а потом и сотни, и тысячи людей стали переходить в христианство. Сам имперский аппарат так же стал с интересом смотреть на эту религию. Та дисциплина, которая поддерживалась в христианской общине, была жизненно необходима империи, раздираемой изнутри противоречиями. В обществе и государстве окончательно сложился социальный запрос на христианство.

И вот тут христианство стало перед дилеммой. С одной стороны, хотелось сохранить свои духовные принципы и свою религиозную чистоту. Высокие нравственные идеалы это удел немногих и тогда бы христианство навсегда осталось бы сектой. А с другой стороны, слишком силен был соблазн, слишком сильна была жажда уничтожить язычество, отомстить ему. Но это означало упрощение, популяризацию учения Христа в массах и перенятие языческих принципов и обрядов.

И вот тогда «апостол язычников» Павел произносит свои сакраментальные слова: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос». Это был момент перелома. Именно тогда тот, кто желал убить дракона, сам стал драконом. Христиане, отрицающие языческую толерантность, переняли главный принцип толерантности, дабы ее победить.
Фридрих Ницше
Павел, сделавшийся плотью и гением гнева чандалы [неприкасаемых, изгоев] против Рима, против "мира", жид, вечный жид par excellence [по преимуществу]... Он угадал, что при помощи маленького сектантского христианского движения можно зажечь "мировой пожар" в стороне от иудейства, что при помощи символа "Бог на кресте" можно суммировать в одну чудовищную власть все, лежащее внизу, все втайне мятежное, все наследие анархической пропаганды в империи. "Спасение приходит от иудеев". - Христианство, как формула, чтобы превзойти всякого рода подземные культы, например Осириса, Великой Матери, Митры, и чтобы суммировать их, - в этой догадке и заключается гений Павла. В этом отношении инстинкт его был так верен, что он, беспощадно насилуя истину, вкладывал в уста "Спасителю" своего изобретения те представления религий чандалы, при помощи которых затемнялось сознание; он делал из него нечто такое, что было понятно и жрецу Митры...
Фридрих Ницше, «Антихрист»
Христианство, сохраняя свою изначальную суть, действовало языческими методами. Даже его продвижение началось с чисто языческой практики «ваш бог сильнее, поэтому мы выбираем его». По легенде, императору Константину (именно он легализует христианство) накануне важной битвы за власть приснился сон, где он увидел христианский крест и надпись «Сим победиши».

Проснувшись, император приказал нанести крест на каждый щит в его воинстве. Битва была выиграна, соперник Константина обезглавлен, а он сам утвердился на троне. Если посмотреть на эту легенду с точки зрения пиар-технологий, то стратегия продвижения христианства выстроена в точном соответствии с языческим мышлением. А получив поддержку государства, христианство выстроило свою собственную организацию - Церковь, которая копировала основные принципы римского имперского строительства.

Став монополистом на «рынке духовных услуг», христианство и Церковь яростно и беспощадно стали уничтожать конкурентов. Гонимые стали гонителями. И вот здесь были отброшены в сторону понятия толерантности, терпимости и принятия всех («нет ни Эллина, ни Иудея…»). Это была внутривидовая борьба. Однако уничтожив язычество, христианство не смогло избавиться от языческих элементов внутри себя. Более того, чем больше стран и народов переходило в христианство, тем более гибким ему приходилось быть.

Однако, в отличие от язычества, которое принимало всех богов и все религиозные практики, христианство навязывало своего бога и свои обряды. А чтобы делать это более успешно, неизбежно приходилось упрощать суть религии, сводя ее к языческой практике «договорится с богом, чтоб все было хорошо». Точно так же как в языческой практике огромное внимание стало уделяться обрядности, которые от века к веку становились все пышнее и пышнее. Христианство выродилось.
Толерантность
Против христианства как нового язычества выступали разные силы. Это и деятели эпохи Возрождения, и протестанты, и гуманисты, и сторонники секуляризации и атеизма. Все они, так или иначе, пошатнули позиции христианства. Но сегодня у христиан новый противник – это толерантность. Языческое по своей сути, оно использует христианскую модель поведения.

Подобно ранним христианам, люди другой ориентации, национальности и расы отказались следовать общепринятому канону, поставив идею выше собственной жизни. Истории первых борцов за толерантность полны аллюзий к новозаветным временам.

Казнь Софьи Перовской, революционерки, пошедшей в террор от безысходности положения женщины в России, стала толчком для развития феминизма во всем мире. Смерть Мартина Лютера Кинга стала венцом всей его борьбы за права чернокожих, а его слова «У меня есть мечта…» стали известны всему миру.

На щит была поднята главная ценность толерантности – равенство людей. Эта идея абсолютно языческая, поскольку в ее основе лежит практичность. Когда вы урезаете в правах и выкидываете из социума людей, которые отличаются от вас в силу своего рождения, а не своего выбора, вы теряете потенциал, многообразие путей развития.

Исходя из этой ценности, мы напрямую выводим другую важную ценность толерантности – мультикультурализм. И опять же, в ее основе лежит языческая практичность, связанная с поиском у соседей лучших качеств. Такое ощущение, что язычество спустя тысячелетия вернулось в новом обличии и решило отомстить христианству его же методами.

И вот тут толерантность попадает в ловушку. Провозглашая языческие ценности, она действует слишком уж по христиански. Получив признание, угнетаемые на этом не остановились и развернули полноценную борьбу на уничтожение угнетателей. Куда делись идеи сосуществования разных культур, рас, наций, гендеров, полов? Как только борцы за толерантность получили равные или доминирующие позиции, они сразу обесценили свои идеалы. Совсем как христианство, которое трансформировалось в то, с чем боролось (в язычество), толерантность сегодня превращается в то, против чего оно выступало (в христианство).

Особенно ярко это видно на примере движения «Black Lives Matter». История рабства в США ужасна, в ней много жестокости, несправедливости и унижения. И, казалось бы, кому как не афроамериканцам стоило бы стремиться избежать ее повторения. Однако вместо этого они множат несправедливость и унижение, заставляя белых граждан Америки вставать на колени и просить прощения. Они уничтожают исторические и культурные памятники во имя толерантности, точно также как христиане уничтожали храмы и статуи во имя веры.

Не менее яркий пример гомосексуалы, которые долгое время были лишены права воссоединиться с любимыми людьми, сегодня становятся священниками и препятствуют заключению браков между гетеросексуальными парами. Так сделал шведский священник Ларс Горфельдт, в знак протеста против права священников не освящать гомосексуальные браки.

Сам пастор также является лицом нетрадиционной сексуальной ориентации, и прокомментировал эту ситуацию так: «Мы не должны больше рукополагать новых священников, выступающих против ЛГБТ. Мы не должны давать слово служителям церкви, передающим идею, что гомосексуалы – неполноценные люди». Почему при этом должны страдать обычные люди непонятно.
Так чем же является толерантность: новым язычеством или христианством? И чем являются сами язычество и христианство? А это не имеет значения. Все так тесно переплетено, что религия и толерантность смотрят друг на друга как в зеркало. Они любят и ненавидят друг друга. Там где заканчивается христианство, начинается язычество и наоборот. Язычество и христианство воссоединяются в словах «amen and awoman», произнесенных темнокожим священником во имя толерантности.