Анна-МАРИЯ ШПИЛЬКО
«Глухой телефон» популяризации науки
Научное сообщество – это довольно закрытая группа. Порог вхождения в нее довольно высок, а сами ученые ревностно относятся к своим ценностям и языку. Бывает, что исследователи смежных отраслей не могут договориться о значении отдельных терминов, и тогда даже общение между коллегами становится затруднительным. Что же делать человеку со стороны, который захотел подсмотреть за работой ученых?

Проводником между научным сообществом и массовой аудиторией выступает научно-популярная журналистика. Ее задача – демократизировать научное знание и донести публики. Но может ли этот проводник превратиться в глухой телефон?
За последние пятнадцать лет Россия пережила бум популяризации науки. Повлияли на это и деятельность некоммерческих организаций (фонд «Династия»), и государственная инициатива («Программа популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности», 2019-2024 гг.) и распространение медиа.
Фонд объявлен иностранным агентом, создатели приняли решение о ликвидации организации
1
Привить обществу научное мышление, с характерными для него критическим мышлением, широтой кругозора и научной грамотностью.
2
Сформировать привлекательный образ исследователя, повышение престижа науки в обществе.
3
Вовлечь молодежь в профессиональную научную деятельность.
4
Рассказывать о научных знаниях и достижениях современных исследователей.
5
Борьба с распространенными мифами, заблуждениями, научной фальсификацией.
Исторические этапы развития научно-популярного жанра
  • «Народная наука» (Popular Science)
    XVII – нач. XVIII в.
    Главные функции – развлечение публики и первоначальное просвещение.


  • «Промышленное просвещение»
    1750–1850 гг.
    Главные функции –
    учебно-прикладная; научные и технические знания для ремесла, снижение цены доступа к знаниям.
  • «Занимательная наука»
    сер. XIX – сер. XX в.
    Главные функции – просвещение и пропаганда научно-технических знаний, учебно-прикладная.
  • «Научпоп»
    (Popular Science 2.0)
    сер. XX – нач. XXI в.
    Главные функции – часть развлекательного бизнеса, имиджевая.
Андрей Геннадьевич Ваганов
журналист, заместитель главного редактора «Независимой газеты», ответственный редактор приложения "«НГ-наука».
В статье «Эволюция форм популяризации науки в России: XVIII–XXI вв.» Андрей Ваганов пишет, сегодня популяризация науки служит просвещению меньше, чем когда-либо прежде, «научпоп» стал выполнять рекреационную функцию.
Критика современных популяризаторов науки

1
Изменение образа ученого
Перед сообществом просветителей стоит вопрос: кто должен рассказывать о науке – журналист или молодой ученый? С одной стороны, выступления и материалы научно-популярных журналистов оказываются более успешными с точки зрения вовлечения аудитории. В то же время возникает вопрос о компетентности автора к определенной сфере. С другой стороны, ученый редко обладает необходимыми для публичных выступлений риторическими навыками. Сегодня идет процесс формирования медийных ученых. Часть из них обрели признание в домедийную эпоху (например, Михаил Гельфанд), а часть повышают узнаваемость за счет выступлений в качестве гостей на интервью и подкастах, ведении личных проектов.
Интересно смотреть, как меняется визуальный облик ученого. Одна из слабых сторон имиджа ученого – непрезентабельный внешний вид. Внешность волнует ученого в последнюю очередь – он увлечен предметом исследования. Но это может измениться, когда ученый становится публичной фигурой. Например, антрополог Станислав Дробышевский в передаче «Человек разумный» появляется в совершенно непривычном образе: аккуратная короткая стрижка и костюмы.
  • Комментатор на платформе YouTube
    Если вас там гримируют и приводят в порядок против воли, поставьте на заднем плане скелет Люси с расческой в руках, мы все поймем и поможем)
  • Комментатор на платформе YouTube
    Вы тоже теперь в начале выпуска внимательно разглядываете костюм и прическу, чтобы узнать, кто победил сегодня - природа или стилисты?

2
Развлекательный контент
Пытаясь создать востребованный контент, авторы обращаются:

  • к трендовым темам («Принципы работы вакцины» (2020-2021), «Искусственный интеллект: угроза или благо» (2022-2023);
  • вечнозеленым темам («Вопрос о пользе и вреде ГМО», «Мифы о теории Дарвина»);
  • темам, волнующим широкую аудиторию («Существуют ли биологические часы?», «Ошибки при оказании первой помощи»);
  • темам, где пересекаются массовая культура и наука («Исторические неточности в фильмах Древнем Риме», «Почему вампиры в литературе больше не страшные?»);
  • шуточным темам («Эволюция колобка», «С кого рисовали драконов?»)

Превалирование развлекательных лекций над практическими мастер-классами, обзорами на новейшие научно-технические достижения критикуется некоторыми учеными.

3
Упрощение материала
Почти всегда при попытке донести до широкой публики специализированную информацию происходит снижение ее качества. Это связано с особенностями научного языка и мышления. Понимание научной информации напрямую связано с обладанием знаниями и владением терминологией определенной исследовательской сферы. Научно-популярные проекты ориентируются на неподготовленную аудиторию, и потому вынуждены переводить формализованное знание на другой «язык».

"Упрощение формы, не искажая содержание" – главная заповедь популяризации науки.

Однако, не всегда упрощение происходит без потерь для содержания. Главная проблема заключается в том, что на сегодняшний день не существует общепринятых критериев того, сколько «смысла» может потерять популяризатор при «переводе».
Еще одна проблема «перевода» – обыденное мышление аудитории. Оно применяется для решения повседневных задач и является наиболее распространенным, но значительно отличается от научного. Игорь Викентьев опубликовал наглядную таблицу, в которой сравнивается бытовое и научное мышление.
  • Обыденное мышление
    Вера в очевидное: что вижу / чувствую – в то и верю...
  • Научное мышление
    Очевидное – не более, чем одна из первых стадий познания. С точки зрения научного мышления, доверие вызывают лишь факты, неоднократно подтверждённые разными учёными.
  • Сравнение новой информации с тем, что:
    - «Я лично знаю»,
    - «Я лично чувствую»,
    - «Это сказал мой друг / родственник»

  • Сравнение новой информации достижениями по данной тематике – независимо от эмоциональных реакций.
  • «Нужно ценить мнение каждого»

  • Ценится не мнение, а знание. Наука – принципиально недемократична и не является аналогом профсоюзного собрания, где все равны в правах.
  • Если что-то неясно – нужно хоть как-то и быстро-быстро объяснить это себе и ближним...

  • Некоторые научные проблемы не решаются веками. Это нормально.

Научный журналист Александр Соколов видит в бытовом мышлении ресурс для популяризации науки. Так, зная о принципе обыденного мышления «Не видел – значит не было», автор предлагает использовать больше визуального и фактического материала в выступлениях. Решение проблемы «Вера сарафанному радио» автор находит в расширении присутствия ученых в информационных каналах, пользующихся спросом у аудитории.

Но конфликт между обыденным и научным мышлением не исчезает: обращение к первому приводит к нарушению принципов второго.

4
Популяризаторы не всегда играют по правилам
Нет такого эффективного инструмента повествования как включение в вашу историю антагониста или идеи, которой будет противостоять герой. В выступлениях и роликах, посвященных «борьбе с мракобесием», «развенчиванию мифов», «обличению лжеученых», герой может не только апеллировать к фактам, но и использовать риторические инструменты, призванные «оглупить» оппонента или приверженцев определенной идеи.

Также, когда просветитель рассказывает о лженаучной идее, он вынужден решительно опровергнуть ее и предложить взамен «правильный» вариант. Этого требует принцип восприятия информации в системе «убедил/ не убедил», характерный для массовой аудитории. На это влияют доступность информации и способ ее презентации.

Всем известно, что наука – это процесс, в ней редко бывают окончательные ответы. Разговор о проблемах и спорных аспектах существующей сферы, оговорки «скорее всего», «вероятно» – это обязательные атрибуты выступления настоящего ученого. Но когда речь заходит о популяризации науки, выступающий может отбросить эти атрибуты, чтобы сделать речь более убедительной.

Это одна из главных этических ошибок популяризации науки, на которые указывают профессиональные ученые. Формула «готовых и окончательных ответов» лишает науку полемичности, а аудиторию возможности рассуждать самостоятельно. В защиту популяризаторов науки можно сказать, что новая волна выступлений посвящена рассказу не о фактах, а о том, как можно мыслить, чтобы к ним прийти. Просветители уделяют больше внимания разговору об когнитивных искажениях, принципах критического мышления и методах проверки достоверности информации.
Полемика внутри сообщества просветителей говорит о том, что движение развивается. Развивается, несмотря на низкий статус ученого и обозначенные проблемы. Несмотря на несовершенство методов, популяризация науки – один из важнейших компонентов воспитания общества. Давайте послушаем, что о популяризации науки говорят сами ученые.