екатерина безручко
О дивный утопичный мир
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить»
Почему государство мечты – это утопия
Мечта о государстве равенства, свободы, счастья и комфорта возникла с появлением первых полисов. С написания теории идеального государства Платона прошло уже более 2 000 лет, но рай на земле так и не случился. Книги и фильмы рисуют нам возможный идеальный мир, за красивой обложкой которого – суровый режим и никакого права выбора. Так возможно ли создать государство мечты?
Коммунизм строили, строили и не построили
17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС была принята программа построения коммунизма к 1980 году. Основной принцип бесклассового общественного строя – «от каждого по способностям, каждому по потребностям». За 20 лет планировали увеличить объем продукции сельского хозяйства в 3,5 раза, рост промышленного производства, поднять доходы населения в 3,5 раза, ускорить научно-технический прогресс. СССР только что отправил человека в космос, провел успешные испытания термоядерной бомбы, поэтому поставленная цель о достижении рая на земле звучала серьезно и очень убедительно.
«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»
Но все же задуманные планы были слишком грандиозные, а жизнь населения слишком тяжелая: по данным исследования Центрального научно-исследовательского экономического института, в 1965 году 40% населения страны жили за чертой бедности. Сократились темпы производства, появился дефицит товаров, на треть выросла общая смертность советских граждан. Страна, покорившая космос и обещающая «похоронить» капиталистов, не смогла себя прокормить, а «хлебный бунт» в Новочеркасске стал официальным подтверждением неэффективности принимаемых мер. Оптимизм «оттепели» обернулся разочарованием «застоя». Идеального государства не получилось.
Да и коммунизм, к которому стремились в Союзе, в корне отличался от первоначального замысла Маркса и Энгельса. Отцы-основатели коммунистической идеи предполагали, что государства не будет, так как это машина насилия одного класса над другим. Коммунизм же – бесклассовое общество. Построить коммунизм в отдельно взятой стране, когда по соседству с тобой капиталистические государства, просто невозможно. Поэтому заявление Хрущева на XXII съезде изначально было утопичным.
Колония райского режима
Экономическое чудо, страна без коррупции, самый умный город мира, самая безопасная страна для путешествий – все это про Сингапур, который за 50 лет преобразился до неузнаваемости. Первый премьер-министр крошечного города-государства – его территория в два раза меньше площади северной столицы – Ли Куан Ю стал реформатором-преобразователем, который смог вывести свое дитя из третьего в первый мир. Он открыл дорогу иностранным инвесторам, разгромил коррупцию, построил новый современный город, устранил проблему автомобильных пробок, снизил уровень безработицы, повысил качество и ценность образования. В 2018 году страну посетили 18,5 миллионов туристов, а средняя заработная плата жителя Сингапура составляет около 4000 $ – примерно 250 000 рублей.

Впечатляет прогресс за столь короткий срок. Еще в 50-х годах Сингапур был бедной страной с уровнем безработицы в 10-13%. Сегодня это модный технологический город с чистыми улицами, отсутствием полицейских в форме, парками, высотками и торговыми центрами с мировыми брендами одежды. Но за этой «идеальностью» стоит жесткий режим, который журнал «The Economist» называет «демократия с изъяном».
Singapore is a fine city: прекрасный город и город штрафов
8 250 рублей за несмытую воду в унитазе, 27 500 за переход дороги в неположенном месте или наше русское «я только спросить» (нарушение очереди), 110 000 рублей за выкинутый мимо мусорного бака фантик, 550 000 рублей за подключение к соседскому Wi-Fi – всё это административные нарушения в Сингапуре.

Кто-то подумает: «Так и надо! Нужна жесткая рука, чтобы государство процветало!» Но разве это свобода? Разве можно считать счастливым общество, которое живет в страхе? Ведь человек не мусорит в Сингапуре, скорее всего, из-за размера штрафа, а не по причине своей гражданской сознательности или экологических взглядов.
Модель идеальной социалистической деревни
В Северной Корее построили город Самчжиён – «идеальный город», «славную землю», «социалистическую утопию», модель, по которой планируют восстанавливать остальные населенные пункты страны. По мнению корейцев, их творение совершенно: аккуратные фасады и крыши одинаковых домиков, идеальные чистые улицы, есть современные культурные центры, больницы, новый горнолыжный курорт – все, что нужно для счастья. Да и место выбрали очень символичное – здесь боролись против японской оккупации, тут же в партизанском лагере родился отец нынешнего лидера, а дед, легендарный вождь северокорейского народа, отсюда командовал Корейской народно-революционной армией.

Правда город выглядит пластиковым, ненастоящим, безжизненным: нет людей и машин во дворах. Учитывая, что строительство Самчжиёна шло во время санкционных ограничений со стороны Запада, торжество «нового прогресса» с грандиозным фейерверком над городом больше похоже на пиар-акцию Северной Кореи: «Смотрите, вы нас санкциями душили-душили, душили-душили, а мы город построили! Вы говорите, у нас голод, а у нас рай на земле!»
Чтобы построить этот «идеал», использовали практически рабскую силу: на стройки насильно сгоняли молодежь и держали в жестких условиях, заставляя работать по 12 часов в день. О каком примере и тем более «модели развития» может идти речь?

При этом город вмещает всего лишь четыре тысячи семей. Нетрудно догадаться, что первыми поселенцами станут чиновники, особо отличившиеся на службе партии. Только город построили на месте небольшой деревни, где уже жили люди. Информация о месте их переселения неизвестна.

Будущее этого «идеального» города предположить нетрудно: он станет привлекательным местом для туристов, но вряд ли пригодным для счастливой жизни.
Надежда на будущее
Если в прошлом отсутствуют примеры идеальной организации жизни общества, нет их и в настоящем, то может хотя бы в будущем кто-то застанет земной Эдем?

Идеальное государство возможно только в мире роботов, когда умные машины будут производить друг друга и самостоятельно организовывать свою жизнь. Они действуют по четким алгоритмам, в которых нет места чувствам. В этом и состоит главное отличие человека от робота – наличие сердца, души, интуиции, которые иногда берут вверх и заставляют идти против системы.

Даже при самой строгом режиме жизни будет встречаться то, что называется человеческим фактором – то, что будет ставить под сомнение существующую идеальность. Как раз про это рассказывают все сценарии известных антиутопий.
Похожий сюжет видим и в фильме «Посвященный». Идеальный мир, где слова «любовь», «семья», «смерть» считаются устаревшими, под контролем находится даже погода, а жизнь человека определяется Старейшинами. Но чтобы построить этот серый и безликий мир пришлось пожертвовать красками, событиями, эмоциями, против чего и восстает юный герой, помощник Хранителя воспоминаний, который узнает прелесть несовершенного мира.
Трейлер «Посвященный»
Чтобы построить мир спокойствия и гармонии, требуется принести в жертву свободу, право выбора, индивидуальность. Но готово ли человечество этого лишиться? Готовы ли мы бороться с инакомыслящими для создания красивой конфетной обертки?

Мы слишком любим свободу. Поэтому все разговоры о достижении идеального государства в ближайшем будущем ограничиваются стенами кухни.
Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
Николай Бердяев, русский философ