ксения шаповалова
«Буквы разные писать...»
Как снова превратиться в школьника, сдать ЕГЭ и узнать, что Петр Гринев не любит Родину.
В журналистике есть своеобразный метод более глубокого понимания особенностей работы людей какой-либо профессии. Условно его называют «Журналист меняет профессию». На несколько дней или недель журналист превращается в повара, таксиста, работника ЗАГСА и т.п., а потом показывает читателям профессию «изнутри», со всеми ее достоинствами и недостатками. Но как назвать тот метод, при котором преподаватель превращается на какое-то время в школьника? Полный ли это абсурд?

Уже более пяти лет я помогаю ребятам готовиться к олимпиадам, экзаменам по русскому языку и литературе. Мне нравится открывать детям удивительные вещи в самом близком и простом и смотреть, как меняются их лица: от непонимания к удивлению и восхищению. Школьникам очень важно, чтобы преподаватель понимал, через какие «круги ада» им предстоит пройти. А для того, чтобы понять это более полно, нужно самому на время превратиться в школьника и... сдать ЕГЭ!
Для сдачи ЕГЭ есть несколько периодов: основной (обычно в конце мая), когда экзамен сдает значительная часть школьников, и досрочный (март-апрель), когда написать ЕГЭ могут выпускники прошлых лет или некоторые другие категории лиц. Взрослым для регистрации на ЕГЭ достаточно принести паспорт, свой аттестат или диплом, свидетельствующий о получении высшего образования. Вопросов о том, зачем мне, закончившей СПбГУ, вдруг снова вздумалось сдавать ЕГЭ, комиссия не задавала: сразу выписали бумагу, на которой указаны примерные даты выбранных экзаменов. В моем случае это русский язык и литература.
Кто имеет право сдать ЕГЭ досрочно?
Взрослые
выпускники прошлых лет, вне зависимости от «срока давности» аттестата.
Студенты техникумов
выпускники техникумов, лицеев и училищ, уже полностью завершившие освоение курса общеобразовательной школы.
Некоторые школьники
ребята, которые после окончания школы уезжают на постоянное жительство в другую страну, участники общероссийских или международных соревнований, олимпиад или конкурсов – в случае, если срок состязаний или тренировочных сборов совпадает с основным этапом сдачи ЕГЭ, одиннадцатиклассники, которые в мае-июне будут находиться в санаториях и других медицинских учреждениях на лечебно-оздоровительных или реабилитационных программах.
Школьные годы чудесные?
Если школьник хочет хорошо сдать экзамен, последняя пара лет его беззаботной жизни превращается в судорожную погоню за баллами. Прочитать, зазубрить, как можно больше всего решить... Это работает, быть может, для математики, но как быть с литературой, где зубрить бесполезно, важно - понимать? Можно ли назвать полноценной проверкой знаний ребенка тест, который предлагают на ЕГЭ? Можно ли написать полноценные 5 сочинений за 3 часа 55 минут? Опыт показывает, что главная проблема ребят - не столько знания, сколько время, которого слишком мало для глубокого осмысления пяти тем сочинений...
Уже несколько лет действует новое правило: в саму аудиторию распечатанные варианты ЕГЭ не приносят. Приносят диск, упаковку которого открывают в присутствии сдающих экзамен. Самое абсурдное, что печатают все материалы тоже в присутствии сдающих. Так как в аудитории около 15 человек, процесс затягивается минут на 30, потому что старенький принтер не может печатать быстро и в таких объемах. После того, как все 15 комплектов напечатаны, начинается сам экзамен.

Сдать ЕГЭ по русскому языку довольно просто, и для человека, который занимается подготовкой к экзаменам, ЕГЭ не представляет большой сложности. Элементарный тест, который с каждым годом становится все проще, сочинение с четко проработанной структурой... Тексты иногда повторяются из тех, что уже появлялись на экзаменах в прошлые годы. Так, мне достался отрывок из рассказа К. Г. Паустовского «Струна». Рассказ я знала, текст этот на ЕГЭ за время подготовки учеников уже встречала. Весьма символично, что текст про музыку в годы Великой Отечественной войны достался именно мне. Когда я заканчивала СПбГУ, мой диплом был посвящен искусству в годы войны в целом: живописи, плакатам, фотографии, музыке. Поэтому порассуждать о том, зачем людям в годы войны нужна была музыка, для меня не представляло особого труда, и раз тема оказалось до боли «моей», писать мне было очень интересно.

В этом году аргументы из литературных произведений в сочинении по русскому языку приводить необязательно. Главная моя цель - показать на своем примере ученикам, сколько баллов им поставят, если в качестве обоснования своей точки зрения сослаться не на литературу, а на что-то другое, например, на какой-то исторический факт. Поэтому к данному тексту в качестве обоснования я взяла историю, связанную с Седьмой симфонией Шостаковича, озвученной в блокадном Ленинграде. За время подготовки диплома я читала воспоминания некоторых немцев, которые слышали эту музыку по радио. Они писали, что, когда из окруженного, умирающего города зазвучала эта музыка, они осознали, что такой народ не победить...
В тесте я была уверена, в сочинении - уверена еще больше. Пришедшим баллам мои ученики радовались бы невероятно. Но перфекционист внутри меня негодовал. Почти 100, всего лишь одна ошибка и та... в сочинении! Прочитав его раз двадцать, ошибку я так и не нашла, очень хотелось подать заявление на пересмотр моей работы. За Шостаковича и Паустовского было обидно. Пожалуй, не стоит говорить, как озадачена была комиссия, когда к ним пришел разбираться человек, у которого 98 баллов. Работу вычитывали. Ошибок не видели. Но потом обнаружили, что у буквы «И» не закруглен хвостик. НЕ ЗАКРУГЛЕН ХВОСТИК! И это грубое нарушение грамматики.
Когда я училась в университете, у меня был зачет по дисциплине, связанной с дизайном. Это был единственный зачет, который я «завалила», и тогда лишилась очень нужной мне стипендии. Зачет мне не поставили, потому что преподавателю не понравилось, как я закруглила хвостик у буквы «Ш». Закругленные хвостики никогда не оставят меня в покое? Получается, школьник, который торопился и по невнимательности своей нечетко прописывал в ЕГЭ все хвостики у букв, лишается своих баллов. Или это принципиальная установка: не ставить 100 баллов и снижать за совершенно абсурдные вещи?
Сдать литературу гораздо сложнее, чем русский язык. Ученикам необходимо решить тест, касающийся формальных вещей по прозе и лирике. Кроме того, за 3 часа 55 минут нужно написать 5 полноценных сочинений. Мне достался рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В первых двух сочинениях спрашивали, почему Соколов рассказывает о своем подвиге обычным, будничным языком, и кто еще из героев русской литературы находился во вражеском плену или в окружении. Перечислить произведения недостаточно, необходимо обосновать, почему вы ссылаетесь именно на них, какие есть сходства с данным вам текстом, какие вы видите отличия. Легких путей я не искала, мне важно было найти такие параллели, где враги уважительно отнеслись к тем, кто был в их власти. Соколов, если помните, отказывается пить «за победу немецкого оружия», чем вызывает уважение к себе со стороны немцев. В параллель я взяла пушкинскую «Капитанскую дочку», в которой Пугачев захватывает Белогорскую крепость, казнит коменданта, который не перешел на его сторону, а вот Петра Гринева милует и даже отпускает, помня его доброту (подаренный Пугачеву заячий тулуп). Более того, Пугачев позже помогает Гриневу освободить Машу Миронову, хотя мог бы оставить обоих в плену. Да, здесь речь идет не о Великой Отечественной войне, а о «русском бунте», но в обоих произведениях есть противник, проявляющий уважение к персонажу. Однако если Соколов сбегает из плена, то Гринева Пугачев отпускает сам.

Для второго сопоставления я выбрала «В списках не значился» Б. Васильева. В этом произведении рассказывается о самом начале Великой Отечественной войны и о том, как Брестская крепость была захвачена немецкими войсками. До последнего сражался и защищал ее лейтенант Плужников, которого в конце произведения немцы все же находят. Строки о том, как захватчики отреагировали на то, когда измученный, ослепший и невероятно ослабевший Плужников все же выходит к ним, со школьных лет врезались в память:
Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги. И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.

А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни и выше смерти.
Страшно, в голос, как по покойнику, закричали, завыли бабы. Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли ему, последнему защитнику так и не покорившейся крепости.

А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой тянулся теперь легкий кровавый след. Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

Б. Васильев
В данном случае, как и в рассказе Шолохова, перед нами Великая Отечественная война, преданность Родине, чувство собственного достоинства русского человека и самое важное - уважение к этому русскому человеку со стороны врагов.

В заданиях по лирике встретился Н. Некрасов, в последнем большом сочинении - образы Наполеона и Кутузова в нравственном становлении Андрея Болконского. В очередной раз убедилась, что главная проблема - это нехватка времени. Писать надо много и очень быстро, чтобы получить высокие баллы. Ученик может прекрасно ориентироваться в материале, но не уметь распоряжаться своим временем, да и можно ли действительно уложиться в такой сжатый срок? У меня почти получилось. Сочинение про Болконского я лихорадочно дописывала уже в последние 40 минут экзамена. Но написать успела. В итоге 8 страниц А4 в каждую клеточку, 3 потраченных гелевых ручки, до сих пор не заживающая мозоль на пальце.

Результат поразил еще больше, чем по русскому языку. 94 балла. Проверяющие не засчитали аргумент про Брестскую крепость... Здесь, без сомнений, нужно было идти и спорить с ними на апелляции.
На апелляции присутствует около 10 человек в аудитории, среди которых три эксперта, которые заново всю работу сдающего перечитывают. Когда все выслушали мои возмущения по поводу лейтенанта Плужникова, которому немцы отдают честь в финале произведения, мне сообщили, что в моей «почти идеально написанной работе» присутствует фактическая ошибка. Причем не в произведении Васильева. Оказывается, фраза о том, что Петр Гринев искренне любит Родину и остается верен присяге, не переходя на сторону самозванца, является фактической ошибкой. После моего гробового молчания меня спросили, читала ли я Пушкина вообще? Да. Пушкина я читала. Про Петра Гринева еще со школьных лет делала много работ. Но ни разу ни я, ни мои руководители не приходили к заключению, что нельзя писать о любви Гринева к Родине и о его верности присяге.

Спорить дальше было бессмысленно. Баллы сняты за Васильева, а мне доказывают, что ошибка в произведении Пушкина. Если работы детей проверяют те, кто считает, что Гринев не верен присяге, если важны не знания человека, а то, как он закруглил палочку у буквы «И», то почему мы удивляемся тому, что уровень образования у нас становится все хуже? И только ли в нежелании школьников учиться дело..?
«Я очень люблю книги, но я не понимаю, какое отношение к литературе имеет этот кабинет», - заявлял герой советского фильма «Просто ужас!», в котором, кажется, уже появляется прообраз будущего теста ЕГЭ по литературе. Я тоже очень люблю книги и не понимаю, какое отношение к начитанности человека имеют шаблонные тесты и темы, которые раскрыть за время экзамена полностью практически невозможно. А если и возможно, то вам обязательно докажут, что Петр Гринев не любил Родину, что вы не закругляете палочки у букв.

Включите фрагмент видео. Вот уж действительно, если бы Гоголь знал, что его так запрограммируют, то он и первый том «Мертвых душ» сжег бы... А, может быть, и вообще не писал бы его. Ну а нам пора купить прописи, чтобы как можно лучше «тонким перышком в тетрадь» тренироваться писать хвостики разных букв.
Фрагмент фильма «Просто ужас!» (1982 год)