Анна Полякова
"Культура чтения"

Один из самых ярких персонажей, разлетевшихся по массовому сознанию – доктор Ганнибал Лектер – не раз говорил на страницах романа Томаса Харриса о том, что люди разучились читать книги. Смею предположить, что он имел в виду не что иное, как потерю «культуры чтения» у новых поколений. В этой статье поговорим о том, что это такое, как оно развивалось и чем же грозит его потеря.
Чтение само по себе является одним из основных средств получения информации, обеспечивающих человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности, вне зависимости от эпохи. Книжная культура и феномен чтения, бесспорно, относятся к фундаментальным достижениям человечества в целом, но в современном мире, где царит «клиповое мышление», уже выросла аудитория, воспитанная ресурсами медиа, а не книг. Тем не менее, читательская грамотность и читательская культура личности всегда высоко ценились и осознавались мировым сообществом, поскольку чтение, как базовый компонент воспитания, образования и развития культуры человека и общества, является деятельностью, формирующей и развивающей личность.
В философском значении культура чтения понимается как «определенное пространство, как цельная среда, порожденная феноменом чтения во имя нравственной и интеллектуальной гармонии личности». Мы можем понимать «культуру чтения» как способность воспринимать, понимать и анализировать вербальную информацию, представленную в разных вариантах форматов. Кажется, отсутствие именно этих способностей подмечал доктор Лектер.
Так как это понятие формировалось на протяжении многих веков, оно впитало в себя многие смыслы, которые вкладывались в него в зависимости от того, как понималась функция чтения в обществе, а понималась она по-разному:
1
Первый этап культуры чтения связан с утверждением Христианства и образованием Древнерусского государства. Основная функция чтения в это время эзотерическая. Культура чтения воспринимается как культура общения с Богом через Священное писание.
2
Второй этап – XV век – «Эпоха консолидации русской культуры». Чтение становится «мирским» занятием, оно доступно самым различным слоям населения от князей до крестьян. Формируется познавательная функция чтения.
3
Третий этап знаменуется эпохой Петровских реформ и продолжается до конца XVIII века. Именно тогда возникает новое отношение к чтению как к средству повышения уровня образования, получения знаний и, как следствие, формируется новая функция чтения – утилитарная. Именно на этом этапе в статьях известных ученых XVIII века, к примеру, Татищева В. Н., Ломоносова М. В., появляются советы и рекомендации читателю для формирования «качественного чтения», которые можно считать первыми рекомендациями по формированию «культуры чтения». Постепенно общество приобретает не только новые знания, издательская и просветительская деятельность формирует читательские вкусы, можно сказать, культуру чтения того времени – тут не последнюю роль сыграл издатель Новиков.

Уже к концу XVIII века сформировалась очевидная разница между умением читать и быть читателем. В истории русской культуры с X по XVIII век были заложены основы понятия «культура чтения», основными элементами которого в XVIII веке стали: выбор книги, соотнесение книги и цели чтения; умение понимать текст, умение закреплять прочитанное.
4
Четвертым этапом в развитии культуры чтения становится XIX век. Чтение приобретает самообразовательную функцию. В 1858 году Акционерным обществом распространения чтения в России ставится задача «приучения к чтению широких слоев народа», а главное – формирование культуры чтения. Для чего создаются библиотеки и кабинеты для чтения в книжных магазинах. Проблема культуры чтения в это время связывается с проблемой поиска нужной книги и умением пользоваться книгой для самообразования.

Понятие «культура чтения» было обогащено в этот период привнесением таких элементов, как «любовь и привычка к чтению», «методы чтения», «приемы чтения».
5
Пятый этап связан с изменениями в обществе в начале XX века. В это время появляются работы, посвященные психологическим аспектам культуры чтения. Однако основное обращение к проблеме культуры чтения было связано с преобразованием российского общества после революции 1917 года и формированием «нового человека», который должен был освоить все накопленные достижения в области науки, культуры и техники. Поэтому на первое место выходит такая характеристика чтения, как темп.

Культура чтения в первые годы советской власти подчинена политическим, идеологическим целям партии. Подобный подход «вульгаризировал» проблемы культуры чтения и выдвигал на первое место прагматические аспекты чтения, отодвигая или те аспекты, которые делают чтение «душеразвивающим занятием».

В 1950 годы, годы восстановления после войны, предпринимается попытка классифицировать способы чтения в зависимости от содержания книг и целей чтения. В понятие «культура чтения» этого времени обязательно входят умения вести записи, конспектировать прочитанное, сохранять информацию, а также гигиена чтения.
6
Шестой этап связан с возникновением и развитием понятия «библиотечно‐библиографическая грамотность» или «библиотечно‐библиографические знания (конец 50‐х годов – 60‐80 годы XX века). В этот период впервые термин «культура чтения» уходит на второй план, так как сложилось представление о культуре чтения только как о системе знаний, умений и навыков, необходимых читателю для работы с книгой. Большой интерес на этом этапе вызывает такой аспект культуры чтения, как рациональное чтение, или «быстрочтение».
7
Седьмой этап связан с вступлением мирового сообщества в информационную эпоху (80‐е годы XX века – XXI век). Появление самого термина «информационное общество» связано с превращением информации в важнейший ресурс современной цивилизации. Вместе с этим возникает ряд терминов, которые отражают умение человека работать с информацией в новых условиях: «компьютерная грамотность», «информационная грамотность», «информационная культура». «Информационная культура», в свою очередь, становится неотъемлемой частью общей культуры современного человека.
Термин «культура чтения» существует в своем уникальном «полном значении» только в русском языке. Если рассматривать его аналоги в английском языке (reading habits (навыки чтения), reading knowledge, reading skills (умение читать), comprehension of the text (понимание текста), reading taste (вкус к чтению, читательские вкусы), то становится очевидно, что все они лишь являются неотъемлемыми частями «культуры чтения».
Также именно в русском языке проблема формирования «культуры чтения» художественной литературы всегда занимала особое место. В основе формирования «культуры чтения» лежит развитие деятельности читателя: от восприятия до интерпретации. Поэтому основополагающим в культуре чтения художественного текста является процесс «восприятие – понимание – интерпретация» произведения, в котором уровень восприятия определяется социокультурным и читательским опытом человека, его литературным развитием. Чтение художественного текста построено на эстетической деятельности: взаимосвязанной работе эмоций, воображения и мышления. Именно она и приводит к воссозданию образа, постижению авторской идеи произведения. Соответственно, высокий уровень культуры чтения обязательно характеризуется творческой способностью создавать новые образы, новую реальность в голове. Это не только сплошное распознавание текста, но и индивидуальная творческая деятельность, в основе которой всегда лежит диалог с автором, а читатель здесь это и собеседник, и герой, и критик. Подобный диалог попросту невозможен без определенного уровня литературного развития читателя.
Увы, но в современном обществе понимание ценности формирования и развития «культуры чтения» недостаточно, а само это понятие для многих ограничено лишь прагматическим подходом к чтению как поиску информации. При этом идет смешение стратегий чтения художественного текста и обычного текста. А ведь одним из основных средств, формирующих мировоззрение, способствующих принятию современным читателем норм, нравственных установок и общечеловеческих и национальных ценностей является художественный текст и его осмысление. Поэтому развитие культуры чтения художественного текста так важно для саморазвития личности и формирования, как минимум, базовых общечеловеческих ценностей.
Рекомендации к прочтению:
Мне показалось любопытным издание советского периода «О культуре чтения: Что нужно знать каждому» Смородинской М. Д. и Марковой Ю. П. Здесь вы найдете, пожалуй, всё, от гигиены чтения до интерпретации прочитанного.

Не могу не рекомендовать к прочтению цикл романов Томаса Харриса, где так или иначе фигурирует персонаж доктора Лектера, являющегося образцом человека «культуры чтения» («Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал», «Ганнибал: Восхождение»).