Анна махорт
Творчество, построенное
на одиночестве
Добившись признания во всем мире благодаря своему таланту, они предпочли скрыться от этого мира, добровольно обрекая себя на одиночество и затворнический образ жизни. Таких примеров в истории литературы немало. Писатели, которых часто называют социопатами из-за их стремления минимизировать контакты с внешним миром, объясняют причины своей изоляции каждый по-своему.
Одиночество и уединение
В обществе очень распространено мнение, что для того, чтобы писать, автору нужно одиночество. Якобы без этого писатель не может ничего создать и ему просто необходимо пережить это чувство. Потребность побыть одному возникает только тогда, когда творцу нужно полностью сосредоточиться на тексте. Но для таких случаев достаточно и краткого уединения, одиноко прожитые годы, на первый взгляд, для этого никчему.
Причины, которые приводят человека к одиночеству, могут быть разными. Просто, к сожалению, далеко не все умеют извлекать пользу из этого состояния.
Людей, склонных к одиночеству, в обществе считают чудаковатыми, асоциальными. Да и сами одиночки зачастую полагают, что их все покинули и они никому не нужны.
Но ведь одиночество одиночеству рознь. И причины, которые приводят к тому, что человек оказывается в одиночестве, тоже могут быть разными. К слову, под понятием «одиночество» имеется в виду не полная изоляция от людей на долгие годы.
«Вокруг нас очень много различных стимулов, часто раздражающих — особенно это актуально для мегаполиса. И хотя мы постепенно научились их не замечать, зачастую причина стрессов кроется именно в этом потоке негативной энергии. Лучший способ избавиться от неприятных состояний, таким образом, — это оградить себя от внешних стимулов. То есть побыть наедине с собой в обстановке, где никто и ничто не раздражает».
Илья Шабшин, психолог
«Одиночки могут распоряжаться своей жизнью как угодно», — утверждает психолог Екатерина Климова.
«В любом возрасте важно уделять время себе, любимому. Молодым людям — для рефлексии и знакомства с самим собой. Людям постарше — для удовлетворения потребности в психологическом комфорте. Одиночество — важная веха в этом контексте. Работать в том городе и в той стране, где им предложат, не заботясь «а как же муж/жена?»; планировать свой отпуск исходя из своих интересов (а не «муж ненавидит грядки, поедем в горы»); заниматься хобби в свое свободное время (а не «когда уберу квартиру и всех накормлю») и т. д.».


Почему же одиночество так продуктивно для творчества?
Эрнест Хемингуэй
Эрнест Хемингуэй всю жизнь вставал на рассвете. Даже если накануне он допоздна пил, поднимался он не позже шести утра, свежим и отдохнувшим. Работал Хемингуэй до полудня, стоя возле полки. На полке стояла печатная машинка, на машинке лежала деревянная доска, выстеленная листами для печати. Исписав карандашом все листы, он снимал доску и перепечатывал написанное.
Каждый день он подсчитывал количество написанных слов и строил график.

«Когда заканчиваешь, чувствуешь себя опустошенным, но не пустым, а вновь заполняющимся, словно занимался любовью с любимым человеком».


Находясь в речевой изоляции, автор сам изобретает свою вселенную. Это делает его уникальным и позволяет создать что-то новое
«Вначале писатель учится языку у людей и книг, а после люди учатся у писателя его языку. Поэтому возникают такие понятия, как «язык Достоевского», «язык Гоголя» и так далее...»
Чем меньше писатель слышит чужой речи, тем сильнее он погружается в свой собственный язык. По этой причине многие творцы, уникальностью и стилем которых мы восхищаемся, сознательно или интуитивно предпочитали уединение. Кто-то укрывался в своей комнате, решив ее не покидать, кому-то достаточно было время от времени отгородиться и ограничивать контакты, а некоторые умышленно выезжали писать за границу, чтобы не слышать речи соотечественников и максимально погрузиться в свои глубины.

Харуки Мураками
Харуки Мураками встает в четыре утра и пишет шесть часов подряд. После работы бегает, плавает, читает, слушает музыку. В девять вечера отбой. Мураками считает, что повторяющийся режим помогает ему погрузиться в транс, полезный для творчества. Когда-то он вел сидячий образ жизни, набирал вес и курил по три пачки сигарет в день. Потом переехал в деревню, стал питаться рыбой и овощами, курить бросил и более 25 лет занимается бегом. Единственный недостаток — отсутствие общения. Чтобы соблюдать режим, Мураками приходится отклонять все приглашения, и друзья обижаются.

«Читателям все равно, какой у меня режим дня, лишь бы очередная книга оказалась лучше предыдущей».
«Поверхностный характер отношений внушает многим иллюзорную надежду, что глубину и силу чувств они могут найти в любви. Так что не стоит питать иллюзию, будто от одиночества, к которому человек приговорен этим рыночным типом ориентации, можно вылечиться любовью» — писал Эрих Фромм.
Многие из нас оказываются в состоянии одиночества именно из-за неразрешимых идейных противоречий саморефлексии и тупика амбивалентности чувств, из которых мы ищем спасения в ещё более сильных переживаниях.
Другие психологи рассматривали одиночество как отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств. Они считали, что, стремясь к признанию и любви, люди зачастую показывают себя с внешней стороны и поэтому становятся отчужденными от самих себя.
«Одиночество отнюдь не редкость, не какой-то необычный случай, напротив, оно всегда было и остается главным и неизбежным испытанием в жизни человека...»
Тайрон Вульф, психолог
Дженнифер Иган
«Когда я не пишу, то чувствую, что чего-то в жизни не хватает. Если такое продолжается долго, становится только хуже, и я впадаю в депрессию. Не происходит что-то жизненно необходимое. Начинается медленное разрушение.

Какое-то время я могу жить без сочинительства, но потом начинают неметь конечности. Со мной происходит что-то плохое, и я знаю это. И чем дольше жду, тем сложнее начать.

Когда я пишу, особенно если все отлично получается, то живу в двух разных измерениях: в моей настоящей жизни, от которой я получаю большое удовольствие, и в совершенно ином мире, где существую я одна и о котором никто больше не знает»


Мысль об одиночестве всегда ходит недалеко от мысли о смерти. Более того, смерть представляется порой столь абсолютным одиночеством, что мы воспринимаем его как абсолютное слияние со всем. Именно смерть порождает самые безысходные формы одиночества. Одиночество может стать таким нестерпимым, что «хочется спрятаться от него в бездну смерти».
Прослеживая судьбы поэтов России, чьи имена на слуху даже у тех, кто поэзии чужд, можно отметить объединяющую черту их одиночества — это одиночество по непониманию (не принятию) ни у власти, ни у народа, этой властью ведомого. И Ахматова, и Цветаева, и Пастернак вдоволь хлебнули из чаши одиночества. Каждый из них мог бы в красках выразить всю подноготную этого переживания и воскликнуть в полном отчаянии Богу: «Для кого пишу?!!». Но нет, «лучшие стихи о любви это те, в коих ни слова о ней».

«Нужно принять одиночество как ужас от своей конечности и ностальгию по себе как целостности»

Вячеслав Иванов, поэт, философ
Владимир Набоков
Владимир Набоков набрасывал романы на небольших карточках, которые складывал в длинный ящик для каталогов. Он записывал куски текста на карточках, а потом складывал из фрагментов страницы и главы книги. Таким образом рукопись и рабочий стол умещались в коробке.

«Лолиту» Набоков писал по ночами на заднем сиденье автомобиля, считая, что там нет шума и отвлекающих факторов. Став старше, Набоков никогда не работал после обеда, смотрел футбольные матчи, иногда позволял себе бокал вина и охотился на бабочек, иногда пробегая за редким экземпляров до 25 километров.


«Лермонтов же обладал трудным характером: был насмешливым, злым на язык, больно обижал своих друзей и знакомых, что, впрочем, часто сходило ему с рук»
(В. А. Захаров)
Совсем к другому поколению поэтов принадлежат А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Если маргинальность Лермонтова очевидна, современники поэта совсем не жаловали, то о Пушкине однозначного мнения нет до сих пор. Основываясь на творчестве обоих поэтов и биографических воспоминаниях их современников, можно с большой степенью достоверности предположить, что одиночество Александр Сергеевич проживал мира не отвергая, а свой внутренний протест выражал в творчестве. Его смерть на дуэли считается актом умышленного самоубийства, однако вся хронология последних месяцев жизни Пушкина скорее говорит о развязке сложного клубка противоречий, связанных с особенностями социального уклада того времени, нежели с бретёрством самого Александра Сергеевича.
Другое дело Лермонтов, кто вполне сознательно нарывался на «пулю избавительницу»! Достоверно известно только о двух дуэлях, одна из которых оказалась роковой.
Лермонтов обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и «нескончаемая и ничем не утолимая» скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается «одиночество в толпе», на новогоднем бале-маскараде, запечатленном в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен...» .
Совсем не трудно увидеть, «что» переживают в состоянии одиночества Пушкин и Лермонтов, а «как» они это переживали венчает их схожий трагический итог
Агата Кристи
Агата Кристи, уже издав десяток книг, в анкетной строке «род занятий» указывала — «домохозяйка». Она работала урывками, не имея ни отдельного кабинета, ни даже письменного стола. Писала в спальне за умывальным столиком или могла примоститься за обеденным столом в перерывах между приемами пищи.

«Мне бывало немного неловко «идти писать». Но если удавалось уединиться, закрыть за собой дверь и сделать так, чтобы никто не мешал, то я забывала обо всем на свете»

Ни социальный статус, ни материальное благосостояние не является решающими причинами в возникновении одиночества у поэтов и писателей. Они могут служить лишь фоном или фактором, способствующим развитию разобщённости с самим собой, с обществом от «адаптированной» маргинальности до полной аномии.
Практически для всех поэтов и писателей, причисляемых к сонму классиков, состояние одиночества является одним из основных переживаний по жизни, которое находит отражение в их творчестве и оказывает прямое влияние на их произведения.

Ведущей причиной возникновения одиночества определённо является особенности восприятия - «диссонанса между истинным «Я» и тем, как видят «Я» другие». Другими словами выраженное доминирование в процессах восприятия мира образа-Я и его конфликта с Я-подлинным. Большинство классиков литературы используют данный конфликт в качестве «источника вдохновенья», а переживание самого состояния одиночества служит палитрой для глубины и яркости отражения особенностей бытия.
Основой для возникновения и развития одиночества является дискретность, нецелостность сознания. В результате дискретной интерпретации мира, человек делает ошибочные выводы, совершает соответствующие поступки, получает соответствующую реакцию мира и в своём столь же дискретном анализе обрекает себя на страдания, одним из итогов которых являются отчуждение, маргинальное поведение и одиночество.
Следует отличать конструктивное одиночество от собственно одиночества, иногда называемое насущным уединением, в котором особенно нуждается творческая натура для переосмысление материала своих впечатлений, его ассимиляции и воплощения в соответствующие поэзисные образы.
Поэты и писатели, будучи отождествлёнными с состоянием одиночества, самого общества не отвергают, хотя бы по тому, что именно в общественных отношениях они черпают смысловую основу для своих произведений и очень зависят от плодов их публичного воплощения, то есть от результатов материальной отдачи и соответствующего общественного признания.