ДАРЬЯ ИЖБОЛДИНА
«Веера, голые плечи, серебристые спины и шарфы»
Так описывается бал в произведении «Петербург» Андрея Белого. Многие писатели и поэты говорили об этом торжестве, но в чём его красота?
На протяжении XIX – начала XX века балы были не просто развлечением, но и местом для танцев, ухаживаний, любви, подозрений, вызовов на дуэль, местом, где молодой офицер низшего чина, умеющий танцевать и развлекать дам, мог почувствовать себя выше стареющего генерала, а мужчины и женщины – разговаривать друг с другом, не боясь пересудов в обществе.
Балы в России
Мода на балы зародилась в Европе ещё в 1385 году, в французком городе Амьене, во время бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. В Россию торжество пришло в эпоху Петра I, с ним оно стало любимым и в столицах, и в провинциях. Но первый бал провёл не император, а Лжедмитрий на своей свадьбе в Москве.

С Петра Великого и появилась бальная традиция в Российской империи. Всё началось с петровских ассамблей – собрания с танцами в домах российской знати: служили как «для забавы», так и местом «для рассуждения и разговоров дружеских». Их считают прообразом будущих балов.

И только в период правления Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II ассамблеи перестали проводиться, на их место пришли балы и балы-маскарады — торжественные или светские мероприятия, главной частью который считалась танцевальная программа.

В XVIII веке, из-за повсеместного развития балов, во всех учебных заведениях появился новый предмет – танцы. Их изучали и в Царскосельском Лицее, и в скромных ремесленных и коммерческих училищах, и в гимназиях. Благодаря этому танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.
Дресс-код
Бал – изысканное, величественное и роскошное мероприятие, у которого есть свои правила поведения и дресс-код, что очень строго соблюдалось.
Кавалеры надевали фрачную пару, смокинг или костюм (выбор зависел от требований) и обязательно белую рубашку. Неотъемлемой частью образа были белые перчатки: штатские надевали лайковые, военные – замшевые. Кстати, если у кавалера не было ператок, дама имела право ему отказать.

На ногах должны были быть ботинки, надеть сапоги позволяли лишь уланам – мужчинам из лёгкой кавалерии. Шпоры строго запрещались, но иногда это правило нарушали ради щегольства.


Дамы носили платья, которые шили в соответствии с модными тенденциями лишь для одного бала, только в крайних случаях его могли надеть дважды. Главное условие – открытые плечи и шея. Если цвет наряда не обговаривали изначально, девушки могли выбрать его самостоятельно. Например, 24 января 1888 года в Санкт-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет.

Чаще всего платья были белые и в пастельных тонах: голубые, розовые, айвори (цвет слоновой кости). К ним подбирались перчатки либо в цвет наряда, либо белые. Надевать поверх них кольца считалось дурным тоном.

На голове должна была быть скромная причёска, разрешали украсить себя головным убором. Также обязательным дополнением к наряду были украшения – цепочки с кулоном или колье, они могли быть любыми, но их должно было быть минимальное количество.

В руках у дамы обязательно должен был быть веер, который служил в качестве средства общения, и бальная книжечка (карне или агенд), где напротив списка танцев появлялся список кавалеров, желающих станцевать с владелицей. Иногда вместо нее использовалась обратная сторона веера.
Правила поведения
У бала есть свои правила, своя последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обычно бал заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей из числа гостей.

Принять приглашение на бал – значит, взять на себя обязательство танцевать. Отказ или выказанное недовольство по отношению к партнёру считались признаком дурного тона, в то время, как танцевать с удовольствием и без принуждения вне зависимости от партнера и его талантов – хорошим воспитанием.

В первую очередь, по приезде на бал, необходимо было отдать дань уважения хозяевам, а после – поприветствовать всех знакомых, например, кивком головы.

Бал – мероприятие серьёзное, на котором каждый должен вести себя с достоинством, шутовство совсем не уместно. Приветствуются лёгкие разговоры на простые темы, запрещаются ссоры и размолвки, но если они возникли, решать их нужно за пределами танцевального зала.

Главным украшением бала считаются дамы, за комфортом и настроением которых обязаны следить кавалеры. Девушки должны вести себя скромно, приветливо и мило, не проявлять сильную симпатию к одному из кавалеров.
Танцы
Танцевальная программа бала была четко регламентированной, утверждённой и традиционной для дворянского общества, потому что основой любого бала была именно она, танцы задавали тон. Открывали мероприятие польским танцем или полонезом, вторым был вальс, кульминация бала – мазурка, а завершение – котильон.
Полонез вошёл в моду при Екатерине II. Его ещё называют торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров, или, как говорили иностранцы, «ходячий разговор». Длился первый танец 30 минут, а участие в нём принимали все присутствующие. Потерять такт или промахнуться в движении – стоило карьеры.
«Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой»
Так говорил о втором бальном танце поэт Александр Сергеевич Пушкин. Вальс действительно можно считать однообразным, он состоит из одних и тех же повторяющихся движений. Вальс – танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале.
Середина бала – мазурка, парижский танец, который начали танцевать в России в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету, когда её партнёр проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Мазурку танцевали четыре пары, во время танца разрешалось общаться.
Последний танец – французский котильон, шаловливый и непринуждённый, больше похожий на игру. Кавалеры встают перед дамами на колени, сажают её, обманывают, отскакивают от неё, перепрыгивают через платок или карту.


Танцевали и другие танцы: гавоты, кадриль, польку, исполнение которых определяли те, кто устраивает бал и мода.
После танцев, около девяти часов вечера, накрывали ужин. Фрукты из оранжерей хозяев, шампанское и сухое вино собственного приготовления – то, что стояло на столе. Хозяин не сидел вместе с гостями, а ухаживал за ними. После ужина играли русскую, народ продолжал танцевать, пока организатор бала не давал сигнала прекратить музыку. Бал заканчивался около полуночи.

Балы считались важной частью дворянской жизни: всё время посвящали подготовке к нему. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования. Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий.
Бал – важное и особенное событие в жизни людей прошлого. Юрий Михайлович Лотман отмечал: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих».