Ксения кулько
«Остановись, мгновенье,
ты прекрасно!»

Как связаны искусство и война? Можно ли даже в военной действительности увидеть что-то поистине прекрасное?
«Первое, что приходит на ум, при мысли об искусстве на войне – это его агитационно-пропагандистская роль в экстремальных ситуациях. Искусство действительно должно было мобилизовать человека. Однако мне кажется, что искусство существует прежде всего для того, чтобы заставить человека увидеть красоту, сложность и глубину окружающего мира, какие бы страшные условия ни были вокруг. По большому счету искусство нужно для того, чтобы показать личности диапазон ее возможностей. Без искусства человек на войне, и не только на войне, не был бы человеком»,
– рассказывает Наталья Цветова, профессор СПбГУ, доктор филологических наук. Она выделила несколько произведений литературы, в которых речь идет о войне и роли искусства на войне, определила вид искусства, больше всего поддержавший население в военные годы и поделилась, можно ли даже в военной действительности суметь увидеть что-то прекрасное.
Наталья Цветова, профессор СПбГУ, доктор филологических наук
«В повести В. Астафьева «Пастух и пастушка» ключевое воспоминание, которым очень долгое время живет главный герой Борис Костяев, – о том, как он в детстве был в театре. Он вспоминает музыку, которая звучала тогда и с нежностью называет ее «сиреневой». На протяжении почти всей своей военной биографии герой обращается к воспоминаниям об этой музыке. Интересна и смерть героя: он уходит из жизни, потому что его душа устала. Ведь человек не должен воевать, для нормальной, нравственно недеформированной личности убийство другого человека – всегда невероятная трагедия. И эта духовная катастрофа должна чем-то хоть немного компенсироваться. Так вот произведения искусства позволяет человеку духовно восстановиться.

Другой автор – В. Быков в повести «Обелиск», основание которой документальное, рассказывает о трагической жизни школьного учителя русского языка и литературы. Когда началась оккупация, этот человек решил, что он будет продолжать работать со своими детьми. Он собирал своих учеников и читал им произведения из школьной программы по литературе. Когда его спросили, зачем он этим занимался, уже перестав быть школьным учителем в военные годы, он сказал: «Я их так долго очеловечивал, что не могу позволить, чтобы их кто-нибудь расчеловечил». Вот здесь абсолютно четкая формула того, чем занимается искусство, в особенности искусство слова: очеловечиванием! По сути дела произведения искусства – это не только духовная и эмоциональная опора человеческая, но и действительно очень важное средство формирования в личности человеческого», – считает Наталья Цветова.



В. Быков. Иллюстрация
Д.С. Лихачев в своих блокадных воспоминаниях пишет, что в годы голода и холода в их семье постоянно читали наизусть Пушкина. Когда Лихачев пытается осмыслить военное время, он вспоминает картины ленинградского художника Л.Т. Чупятова, который умер от голода. На одной картине был изображен ангел, лицо которого напоминало лица детей-блокадников, а на второй – «Покров Богоматери над осажденным городом»: темный ленинградский двор-колодец, а над двором на фоне темного ночного неба — Покров Богоматери. Богоматерь наклонила голову, с ужасом смотрит вниз, как бы видя все, что происходит в темных ленинградских квартирах. Только в одном окне горит свет – как символ продолжающегося сопротивления. Лихачев говорил, что это картины, в которых была выражена душа блокады.
– Для чего вообще существует искусство на войне? Можно ли связать его с «искушением», но тогда искушение – чем?

– Прежде всего – искушение красотой. Первое, что приходит на ум, при мысли об искусстве на войне – это его агитационно-пропагандистская роль. Однако мне кажется, что искусство существует для того, чтобы заставить человека увидеть красоту и глубину окружающего мира. Ведь не зря существует выражение: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Кто может кроме художника показать человеку диапазон переживаемых чувств? Искусство заставляет человека отвлечься от повседневности, отрешиться от суеты и ощутить, с одной стороны, сиюминутность бытия, а с другой – вечность его, ощутить всю сложность собственного существования. Без искусства человек не был бы человеком. В этом я согласна с В. Быковым.

Искусство прежде всего обращено к эмоциональной сфере человеческой личности, а не к разуму. Произведение искусства не может быть дешифровано только логически. Неслучайно все арт-критики опираются прежде всего на субъективное восприятие. Сугубо интеллектуальный анализ произведения искусства убивает художественность. Поэтому мне кажется, что художник в первую очередь обращается к сердцу. Он стремится заставить человека что-то ощутить и почувствовать, а не понять умом.

Наталья Цветова, профессор СПбГУ, доктор филологических наук
– Можно ли и в военной действительности увидеть красоту, а саму войну считать импульсом для развития искусства?

– Может быть, во время войны чувство прекрасного как раз и обостряется, потому что человек находится в состоянии страшного эмоционального голода и душа человеческая изнашивается, уничтожается. Мне кажется, что во время войны может наступить такое состояние, когда человеку все равно. Но до тех пор, пока в человеке не кончилось человеческое, он будет вспоминать: каждый о своей «сиреневой музыке». Реальность на войне часто не может дать таких ощущений – и искусство живет в воспоминаниях. В них и поддерживает человека.

– Какой вид искусства поддержал людей в военные годы больше всего?

– Думаю, что искусство слова, а именно – поэзия. Мой свекр был детским журналистом, всю жизнь проработал в газете «Ленинские искры», а перед войной он учился на филологическом факультете. Потом он воевал на Ленинградском фронте. Дома у нас есть одна маленькая книжечка карманного формата, которую он взял с собой, когда уходил на фронт. Как вы думаете, что за книга? «Слово о полку Игореве». На этой книжечке стихов даже осталась кровь Алексея Ивановича. Его ранили в 1943 году. Ведь даже в бою, где он был ранен, книга была всегда с собой!
А сколько в музее Твардовского книжечек с Василием Теркиным! Тогда газеты печатали определенным образом страницы так, чтоб их можно было сложить в небольшую самодельную книгу. Солдаты, говорят, даже на самокрутки не разрезали эти книжечки. Очень нужно значит было читать стихи в то время. Через два дня после начала войны появилась песня «Священная война». Ведь на фронт могли уходить и молча, но людям нужны были стихи, нужна была музыка.

Фронтовые бригады. Выступление артистов
В театре им. Комиссаржевской есть актриса Галина Короткевич. Она с фронтовыми бригадами в годы войны выступала в войсковых частях у Пулковских высот, на ладожской «Дороге жизни». Тогда ставили два грузовика, опускали борта: таким образом возникала сцена. И актеры под обстрелом выходили перед бойцами. А что такое обстрел на «Дороге жизни»? Снаряд мог легко разбить лед, и была велика вероятность того, что все выступающие уйдут под воду… Так вот в страшные морозы совсем еще девочки и мальчики в концертных костюмах выступали на этих грузовиках, а кругом было очень много людей, которые жизнью рисковали, но все равно приходили, чтобы смотреть на искусство. Казалось бы, потребность должна быть в этой ситуации только одна – спрятаться. Но не прятались. Получается, что потребность в прекрасном действительно невероятно обострилась в военные годы.