дарья синицына
Чужие среди своих
Люди, которые не боялись идти против системы антиутопического мира.
Литература испокон веков являлась отражением не только внутреннего мира автора, но и жизни народа, своеобразной историей становления государства и формирования общественного порядка. Изучая литературу разных эпох, можно четко увидеть определенные проблемы, которые беспокоили писателей того времени. Их переживания как о будущем, так и о прошлом. Но не все авторы были приверженцами критического реализма, отражая действительность такой, какая она есть.


Единицы находили себя в описании и создании новых антиутопических миров, многие из которых на данный момент являются идеальным шаблоном будущего. Читая антиутопии, можно в полной мере понять все переживания автора. Излив их в полноценную историю и нарисовав картину вероятного исхода действий власти и народа, автор показывает нам, к чему может привести желание построить «идеальное» общество. Создавая мир возможного будущего, писатель затрагивает насущные проблемы, которые имеют место в реальном мире, показывая, к чему может привести замалчивание, и неготовность противостоять им.
Отражение сюжетов в реальном мире
Многие читатели в антиутопических произведениях видят ясное отражение действительности или ее движение к этому состоянию завуалированной идиллии. Наблюдая за течением исторических фактов, можно четко увидеть черты, присущие той или иной антиутопии. Заметить, как то, что изображено на страницах книги, становится неминуемой реальностью. Даже если эта реальность не напрямую может быть такой, как описана в романах. Черты ее можно наблюдать в изменении не только каких-либо событий, но и мышления самого человека. Именно мышление становится опорным рычагом, толкающим на изменения не только личность, но и весь мир, как в лучшую, так и в худшую сторону. Воспитание коллективного разума, использование технологий во всех процессах жизнедеятельности, нежелание читать и погружаться в мир литературы, расширяя свой внутренний мир, все это может стать той самой незначительной причиной, которая может превратить наш мир в мир Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли или Рэя Брэдбери.
Любая, на первый взгляд, совершенная система, может содержать детали, оказывающие сопротивление в работе целого механизма. Даже самый идеальный мир всегда будет иметь в себе множество границ и рамок, за которые нельзя выходить в целях его модернизации и поддержания при этом стабильности. Но чем уже рамки, тем сильнее общество старается вырваться за них, ухватить ту часть свободы, о которой боится задуматься большая часть населения. Люди привыкают, адаптируются, понимают всю невозможность сопротивления системе, годами прорастающей в социуме. Для многих такой мир становится своеобразной тюрьмой, каждый неправильный шаг, действие и даже мысль в которой приравнивается к смерти.
Система побеждает в тот миг, когда ей удается заставить людей полюбить свою тюрьму.
— Фредерик Бегбедер
Многие смиренно принимают все прелести системы. Но всегда находились люди, видевшие в этом идеале нечто отвратительное, что заставляло пойти их против всего мира. Таких людей всегда меньшинство, но именно в этом меньшинстве таилась та истинная жизнь и стремление обрести ее, которые отсутствовали в пустом обществе смирения и потребления. Пока существовали такие люди или тайные общества, была надежда на то, что будущее можно изменить. Таким людям приходилось параллельно существовать с общими нормами и правилами, установленными свыше, и с волей собственного сердца, говорящим, что это не та жизнь, к которой стоит стремиться. Они искали знаки в каждом прохожем, которые хоть как-то давали понять, что они на их стороне. Противостоять целой системе не так страшно, когда знаешь, что ты не один.
События, происходящие
на протяжении определенного романа, в какой-то степени становятся ключом к тому, что герои начинают задумываться о некой абсурдности системы. Они начинают понимать всю важность того, что до этого находилось под запретом. Обретя это, люди станут более человечными, свободными, живыми. Именно идея, понимание и желание изменить жизнь в лучшую сторону становились для персонажей не просто частью их жизни, но и ее смыслом.
Евгений Замятин «Мы»
Немного истории одного из первых романов-антиутопий
Роман «Мы», написанный Евгением Замятиным в 1920 году, стал настоящим прорывом в мире литературы и повлиял на творчество многих писателей, приверженных к этому жанру. Текст произведения отображает в себе идеальное тоталитарное общество, каждое действие которого находится под строжайшим контролем его управителя. Язык произведения играет важную роль в понимании происходящих событий того времени. Многие слова заменяются, а некоторые и вовсе исчезают и перестают иметь какой-либо смысл. Ведь того, что можно было описать ими, уже не существует. Роман представлен в форме дневника главного героя. На его страницах кроются все переживания и важные для раскрытия сюжета и персонажа мысли. Записи, сделанные Д-503 на протяжении всей истории, показывают возможность существования подобных нумеров, которые могли подвергаться похожим мыслям, показывая всю мнимость Единого Государства. Это был яркий пример того, как с помощью лишь одного человека можно пошатнуть и подвергнуть сомнениям то, что могло создаваться десятилетиями, а то и больше.
Роман повествует нам историю, события которой разворачиваются в XXVI веке после объединения всех людей в одно Единое Государство. Результатом такого объединения стал исход Двухсотлетней Войны, в ходе которой осталось 0,2% от всего населения планеты. Жители нового государства питаются пищей из нефти, живут в едином стеклянном городе, огражденном от внешнего мира Зеленой Стеной. Они не имеют индивидуальности и имени, их одежда, поведение и даже личность имеют схожие черты. Это один из немногих случаев, когда цивилизация была описана как целостный механизм, живущий по своим законам Часовой Скрижали. По велению Скрижали миллионы вставали как один, в одну секунду подносили ложки ко рту и ели. В одно и то же время занимались своей деятельностью и отходили ко сну. Эмоции и проявление сильных чувств не были свойственным людям этого поколения. Здесь каждый принадлежал всем, используя талон, чтобы не было чувств, порождающих конфликты. Каждый был счастлив, не было бедных и богатых, все были равны. То, что происходит за пределами Зеленой Стены, было известно немногим. Но именно это послужило Д-503 по-другому взглянуть на мир, понять, что он не наполнен лишь цифрами и рациональностью, что в нем есть еще и любовь и желание жить по собственной воле.

Д-503 был строителем «ИНТЕГРАЛА», целью которого было изучить и покорить жизнь вне пределов планеты, на котором находилось Единое Государство. Осознав в дальнейшем всю абсурдность системы и ее планов, главный герой соглашается пойти против Благодетеля и помочь I-303 разрушить «ИНТЕГРАЛ» и Зеленую Стену.
Я перестал быть слагаемым, как всегда, и стал единицей.
— Д - 503


Основная борьба, которую ведет главный герой между собой и обществом, состоит в обретении его души. Ранее считалось, что душа — это болезнь. После посещения Древнего дома и последующих событий Д-503 на секунду стал задумываться о том, что душа как раз таки является тем, что позволяет вдохнуть жизнь в его существование. Согласившись захватить и разрушить «ИНТЕГРАЛ», в котором отображалось сопротивление всего человечества против тоталитаризма и рабского режима, главный герой решил полностью довериться указаниям I-303 и последовать за ней в свободный, новый мир. Восстание против власти показало всю суть конфликта, когда против слепого фанатизма выступает гуманизм. Люди хотели избавиться от обезличивания, перестать быть просто пустым нумером, стать личностью, достойной той жизни, которую каждый волен выбрать сам.
После Двухсотлетней Войны остались люди, сумевшие выжить и продолжить свое существование за пределами Зеленой Стены. Такие люди организовали сообщество МЕФИ, в которое входила I-303, а позже присоединился и Д-503. Они проводили тайные встречи сообщества, пользуясь потайным коридором Древнего дома. Тайное общество стало символом духовной свободы и единства. Оно давало надежду на то, что все еще можно изменить. Д-503 стал для них как спасителем, но в то же время их неминуемой гибелью.
Роман закончился тем, что про сопротивление и все планы тайного общества узнал Благодетель и смог предотвратить его последствия. Д-503 винит во всем пожилую контролершу по имени Ю. Именно она была у него в гостях и могла видеть его записи в дневнике, о которых могла донести власти. Ведь утаение того, что может навредить Государству, являлось наказуемым. После Д-503 также узнал, что был используем I-303 в своих целях. Она видела в нем лишь строителя «ИНТЕГРАЛА», но никак не возлюбленного. Она использовала талоны на встречу с ним как алиби, чтобы власть не могла понять, что может стоять за ее посещением комнаты Д-503. Осознав предательство со стороны I-303, герой решается пойти к Благодетелю и рассказать все про тайное общество и добровольно соглашается на операцию по удалению фантазии, считая, что лишние чувства и эмоции лишь разрушают, а не ведут к чему-то новому и прекрасному.

Присутствовав на казни I-303, Д-503 полностью теряет свою личность, становясь одной из тех одинаковых частей целого механизма. Он утратил не только индивидуальность, мысли и будущее, он утратил свою душу, став безжизненной шестеренкой «ИНТЕГРАЛА», осознав, что разум должен быть превыше любых чувств.
Я уверен, что мы победим. Потому что разум должен победить.
— Д - 503
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Философская антиутопия Рэя Брэдбери рисует нам картину постиндустриального общества, в котором любые печатные издания находятся под запретом и уничтожаются специальным отрядом пожарных при их обнаружении. В основу произведения легли исторические факты, когда во время войны книги подвергались уничтожению в нацистской Германии, с целью создания идеологической цензуры в стране.

В романе телевидение является основным источником получения информации, которая не образовывает, а лишь одурманивает сознание людей, превращая их в пустышек без богатого внутреннего мира. В этом мире книги не нужны. Они вызывают эмоции, заставляют задумываться и строить собственные теории. В обществе, в котором правит телевидение, все счастливы, так как основными передачами, которые транслируют экраны, являются развлекательные шоу. Таких людей не интересует то, что творится за пределами их дома. Даже смерть для таких людей не носит негативный окрас. Ведь тела, как и книги, подвергались скорейшему уничтожению, чтобы не беспокоить сердца и умы общества ненужными мыслями и эмоциями.

События, которым автор дает описание, связаны с тем, что все больше люди отдают предпочтение просмотру различных телешоу, а не чтению книг. Критики нашли в сюжете отображение отношения автора к цензуре, когда то, что власть считает неугодной для познания народа, попросту уничтожается, чтобы люди не могли думать, не знали о переживаниях и мыслях людей прошлого. Ведь чем тупее общество, тем легче им управлять. Это была своеобразная борьба против цензуры, за которой стоял тоталитаризм и желание безукоризненно управлять массами за счет промывания мозгов. В поздних интервью сам автор подтвердил догадки читателей о том, какой смысл он заложил в свое произведение и к пониманию чего призывал народ.
Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество. Вот! А книга — это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё! Надо обуздать человеческий разум.
— Брандмейстер Битти
Любопытство, изменившее ход истории
Рэй Брэдбери представил перед нашими глазами мир, лишенный книг и любых печатных изданий. Любое хранение книг преследуется по закону и несет за собой наказание либо исправительные работы с целью искоренения любви к книгам и желания к их чтению и хранению. Гай Монтэг — пожарный, главным предназначением которого является не тушить пламя, а разжигать его, уничтожая книги, которые обнаруживаются со временем. Встреча с Клариссой Маклеллан и инцидент, произошедший при очередном сжигании книг, полностью изменил его жизнь и сознание в противоположную сторону. Увидев, что существуют люди, готовые отдать свою жизнь за книги, готовые кануть вместе с ними в огне, он решился рискнуть и узнать, что же таит в себе этот сборник столь опасных и запрещенных страниц. Погрузившись в чтение книг, он осознал, что они хранят в себе душу, которую каждый автор произведения вкладывает в свое творение. Он понял, что книги — это не просто материал и способ получения информации, а сама жизнь, которая в момент ее создания находилась по ту сторону страниц.
Основной проблемой, против которой боролись герои, было сохранение книг и постепенное внедрение их в массы. Гай осознал всю важность книг и даже сравнил их с живыми людьми, которые тоже достойны жизни. Герой понял, что не телеэкраны должны быть в приоритете среди населения, а именно книги, благодаря которым люди стали бы намного человечнее. Кларисса тоже была нелюбима властью. Она читала, любила природу, понимала истинную сущность человека и его переживания, не любила телевидение и предпочитала живое общение. Такие люди становились ложкой дегтя в бочке меда среди зомбированного телевидением населения. От таких людей избавлялись, почувствовав малейшую угрозу с их стороны. Гай понял это, поэтому он сразу осознал, что случилось с Клариссой после ее резкого исчезновения. Герой осознает всю пустоту окружающего его мира и людей. Он решает пойти против общества ценой своей жизни, но только не путем уничтожения книг. Того, что помогло ему почувствовать жизнь среди однообразных телеэкранов и людей. То, что осталось единственным и по-настоящему важным в этом мире, что стоило сохранить любой ценой.
Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое.
– Фабер
После случая, в результате которого главному герою пришлось сжечь свой собственный дом и убить Брандмейстера Битти, началось по-настоящему сложное испытание, от результата которого зависела жизнь Гая и надежда на сохранение литературных произведений. Монтэг понимал свою цель. Он не мог просто так сдаться, он делал это ради Клариссы и Фабера, которым тоже пришлось столкнуться с множеством трудностей. Он не мог остановиться после того, что было уже сделано. Даже преследуемый механической гончей, Гай продолжал двигаться дальше в надежде найти выход из этого кошмара. Не обошлось без ранений, но даже яд гончей не стал причиной, по которой Монтэг мог бы сдаться.
В итоге Гаю удалось сбежать от механического пса. Фабер помог замести ему следы и бесследно скрыться в чаще леса, расположенной далеко от города. Там Монтэг нашел общество людей, которые хранили книги в своей голове. Они считали, что пока они будут помнить то, что им повествовала книга, литература будет жить, как и надежда на то, что когда-нибудь люди услышат голос не телеэкрана, а человека, познавшего жизнь в самой книге.
Джордж Оруэлл «1984»
Одним из образцов удачных антиутопий является роман Джорджа Оруэлла «1984», изданный в 1949 году. Произведение произвело настоящий фурор и является популярным по сей день. Если сравнивать прошлые антиутопии по степени тяжести влияния тоталитарного строя на жизнь, то этот роман превзошел предыдущие. Если в прошлых романах герои имели возможность вести личный дневник, разговоры о своем, читать то, что им интересно и даже думать без страха быть пойманным, то в мире Оруэлла все было иначе. Каждый шаг, действие, мысль, все находилось под строжайшим контролем. Даже история подчинялась системе этого романа, изменяясь в наиболее выгодную для власти сторону. Можно заметить, что роман имеет некоторые параллели с произведением Евгения Замятина «Мы», что обуславливается тем, что когда-то он послужил для Оруэлла вдохновителем и точкой опоры для создания своего собственного творения.
Под вечным наблюдением
Мир, описанный в романе, по-настоящему поражает. Само место, как и люди, наполнены ненавистью не только к тем, кого власть считает противниками страны, но и друг к другу. В стране действует сильная социальная иерархия, которая делит людей на партийных представителей и пролов. Общество живет бедно. С каждым разом уменьшается количество определенных товаров, но людей уверяют в обратном, и они верят, они просто не могут не верить. Они верят в Большого Брата, его благодетельность и старания ради благополучия населения. Народ верит, что только он сможет привести их к победе и процветанию. Верит, что все, что делается, направлено во благо обществу. Те же телеэкраны, Полиция Мыслей и Министерства, все это являлось важной необходимостью поддержания стабильного порядка в стране. Никто не мог пойти против партии, а если и находились такие люди, то они сразу испарялись. Никто о них не помнил. Их существование стиралось с лица Земли. Жизнь в этом романе настолько обесценена, что люди готовы идти по головам для достижения своих целей, порядка и прививания безусловной любви к Большому Брату.
ВОЙНА - ЭТО МИР
СВОБОДА - ЭТО РАБСТВО
НЕЗНАНИЕ - СИЛА
Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре.
Если дозволено это, все остальное отсюда следует.
Уинстон Смит
Партия Большого Брата полностью влияла на жизнь народа. Она меняла мышление людей в выгодную для них сторону. Сам ход истории становился ничем по сравнению с ее властью и возможностью переписать ее. Партия могла запросто изменить сознание любого человека. Заставить предать его то, что он мог любить больше всего на свете. Это был тот самый момент, когда 2+2=5, потому что власть так сказала, и не могло быть иначе. А если находились несогласные, то представители Большого Брата делали все, чтобы человек принял их позицию и понял, что не существует действий, слов и даже мыслей, которые не находились бы во власти партии.
Откуда взяться лозунгу «Свобода – это рабство», если упразднено само понятие свободы?
— Сайм
Параллельно с партией Большого Брата существовало антипартийное общество во главе с Гольдштейном. Были предположения, что самого общества как и Большого Брата не существовало. Это была своеобразная ловушка для инакомыслящих, чтобы выводить их на чистую воду желанием присоединиться к антипартийному Братству.

Книга, написанная Гольдштейном, содержала себе описание жизни прошлого, когда влияние партии не поглотило ход истории и свободу человечества. Надеясь прийти к тому, что описано в книге, главный герой рискует всем, чтобы вновь обрести ту жизнь, в которой отсутствовала диктатура и желание завладеть сознанием каждого. Он лишь хотел открыто жить, любить, думать. Уинстон и Джулия надеялись найти спасение в лице Братства и О'Брайена, но были лишь преданы им.

Пережив все пытки, герои никогда не смогут стать уже прежними. Столкнувшись с самым сильным страхом и болью, они предали друг друга. Предали идею, мысли Братства и любовь. В конце, смирившись с влиянием партии и Большого Брата, Уинстон смог безукоризненно полюбить его. Он излечился от инакомыслия. Смерть, пожалуй, стала его единственной наградой после всех тех испытаний, в результате которых он потерял свою человечность. Уж лучше уйти в небытие, чем прожить жизнь человека, каким он не являлся.
Братство нельзя истребить потому, что оно не организация в обычном смысле. Оно не скреплено ничем, кроме идеи, идея же неистребима.
— О'Брайен
Какими бы продуманными ни были планы главных героев, им все же не удалось обойти систему столь жестокого тоталитарного мира, в котором на каждом шагу следят, подслушивают и предают. Это мир, в котором людям не свойственно понятие слова «доверие». Ради идеи они готовы предать не только друзей, но и семью. Даже самые чистые намерения и чувства гаснут в этом мире, не имея возможности раскрыться и сделать его лучше. Партия знает каждый шаг своего населения, все мысли и страхи, которые потом направляет против них же самих. Неизвестно, сможет ли победить личность в этой борьбе против жестокого режима. Смогут ли ценности человека противостоять столь жестокой диктатуре? Смогут ли пролы стать спасением общества, в которое так верил Уинстон?
Олдос Хаксли «О дивный новый мир»
Одним из первых писателей-антиутопистов, который задался вопросом о цене, которую человек готов заплатить за свое счастье, стал английский писатель Олдос Хаксли. Его роман «О дивный новый мир» стал эталоном отражения общества пассивного потребления, не стремившегося к изменениям к лучшему, ведь лучшее для них уже наступило. Мир, который построил Хаксли, не имеет в себе социальную несправедливость, войны, чувства и эмоции, способные сподвигнуть человечество на конфликты, нет бедности, старости и страха смерти. Хаксли показал, что может случиться с человечеством, если, опуская моральные и нравственные ценности, углубиться в прогресс, делая его своеобразным побегом от самой жизни. Тоталитаризм в этом романе отражается в контроле за производством людей нового мира. Определение того, кем суждено быть тому или иному человеку. Прямое решение их судьбы за них самих. Вера, искусство, свобода и индивидуальность стали основными жертвами во имя создания общества идеальных людей.
О чудо! Какое множество прекрасных лиц! Как род людской красив! И как хорош Тот новый мир, где есть такие люди!
— Уильям Шекспир
Во власти сомы и Форда
Современный Лондон предстал перед нашими глазами миром, в котором технический прогресс сыграл важную роль в становлении общества. Генри Форд, сместивший в свое время прогресс с мертвой точки и поставивший Англию на колеса, стал богом потребительского населения, которое стремилось лишь к беззаботной жизни, наполненной удовольствием и счастьем. Это был мир, которому, как и во многих предыдущих романах, были чужды эмоции, любовь и моногамия, а люди выращивались на специальных заводах-инкубаториях. Еще до рождения эмбрионам приписывали свою роль в обществе, не способному обходиться без каст для идеального существования. Ибо без деления на касты, люди отказывались бы делать ту работу, которую низшие касты делали безукоризненно. У каждого в этом мире была своя роль. Каждый являлся важной частью общества, стремившегося к светлому и беспечальному будущему. Даже эмоции, как и жизнь, находились под полным контролем и воздействием сомы. Сома позволяла чувствовать радость и счастье. Общество не привыкло бороться за то, что у них итак уже было. Люди не знали, что такое красота и искусство. Ведь это могло породить чувства, которые в современном обществе потребления были не нужны. Все было во благо стабильности, во благо лучшего мира «равенства».
Потому что мир наш — уже не мир «Отелло». Как для «фордов» необходима сталь, так для трагедий необходима социальная нестабильность. Теперь же мир стабилен, устойчив. Люди счастливы; они получают все то, что хотят, и не способны хотеть того, чего получить не могут. Они живут в достатке, в безопасности; не знают болезней; не боятся смерти; блаженно не ведают страсти и старости; им не отравляют жизнь отцы с матерями; нет у них ни жен, ни детей, ни любовей — и, стало быть, нет треволнений; они так сформованы, что практически не могут выйти из рамок положенного...
— Мустафа Монд
Одни из ключевых героев Бернард Маркс и Линайна Краун в скором времени отправляются в резервацию, которая населена народами прошлого. Те люди имели семьи, детей, знали, что такое любовь, смерть и естественный ход жизни. Героев напугал и даже поразил такой стиль жизни. Они были далеки от всех ее понятий и высмеивали такие слова как «отец» и «мать». Именно там они повстречали Джона, который являлся сыном одной из женщин, принадлежащих новому миру. В результате несчастного случая, ей и ее сыну пришлось остаться в стенах резервации, не имея возможности самостоятельно покинуть ее.

Для цивилизованных людей все это являлось частью древней истории, в которую они отказывались верить и шокировались фактами, взятыми оттуда. Людям же, столкнувшимся с естественным ходом жизни, никогда не будет места в обществе за пределами резервации. Они навсегда останутся для людей пережитками прошлого и примером неправильной жизни, наполненной муками и страданиями, как физическими, так и душевными. В то же время тому народу никогда не понять прелестей нового общества. Оно навсегда останется для них пустым и полным разврата, в котором человек не имеет личности, а его судьба и принадлежность к обществу решена заранее.
Не хочу я удобств. Я хочу Бога, поэзии, настоящей опасности, хочу свободы, и добра, и греха.
Джон
Со временем Джону и его матери все же удалось покинуть резервацию с целью найти своего родного отца. Но их встреча прошла не так, как представляли себе Джон и Линда. Позже, общество всеобщего счастья, которое выросло словно дрессированный скот на ферме, оставило в Джоне лишь чувство разочарования и непонимания их искусственного образа жизни. Он старался призвать одну из низших каст отказаться от сомы и обрести свободу, но в ответ оказался лишь неуслышанным и еще более отвергнутым обществом, которому с рождения прививали знания и представление об идеальной жизни и счастье.
Не справившись с нормами цивилизационного мира, Джон покидает город и поселяется жить на маяке. Маяк по своей сути является указателем, светом во тьме. Это стало символом того, что жизнь, которой хотел жить Джон, является недосягаемым примером того, как могли бы жить люди современного Лондона. Он умел любить, он чтил узы семьи, знал о великом искусстве, был человеком с чистым сердцем, которое было открыто для всех эмоций и переживаний без воздействия сомы. Только он по-настоящему знал, что такое мать, рождение и смерть, боль от потери близкого человека. Джон не был тем бесчувственным механизмом огромного и идеального мира, в котором одного человека могли заменить как запчасть в механизме. Но общество считало его экземпляром, дикарем, которому не открылись все прелести современного мира и безграничного счастья. Но только Джон мог знать, что такое истинная свобода и независимость от касты и своего положения. Именно этого не хватало людям современного общества.

Не справившись с тягостью искусственного мира и людей, которые продолжали потешаться над его переживаниями, Джон решается покинуть этот мир Форда. Не желая становиться частью системы, он решается выйти из нее навсегда. Социальные устои оказались сильнее чувств. С исчезновением Джона погасла надежда на возрождение людей, которых можно назвать настоящими.
По мне лучше уж несчастье, чем фальшивое, лживое счастье.
— Джон
Люди, изображенные в романах писателей-антиутопистов, играют важную в роль в отображении реальности описываемого времени. Они остатки того свободного духа, который не подвластен времени и месту, который хочет обрести нечто более возвышенное, что не может дать ему тоталитарный мир под предводительством диктатора. Такие искры будут вспыхивать раз в сто лет и гаснуть под гнетом режима. Сложно противостоять целой системе, когда не знаешь окажется ли твой товарищ предателем, либо вовсе не имея плеча союзника под рукой. Массы давят. Отдавая свою веру предводителю, общество пассивного потребления будет делать все ради поддержания стабильности, которая приведет их только к постепенному вымиранию.
Иногда люди хотят быть счастливы, даже если это не по-настоящему.
— Вероника Рот
Одинокий призрак, он возвещает правду, которой никто никогда не расслышит.
Джордж Оруэлл
Авторы черпали вдохновение из событий тех лет. Война, многочисленные революции, технический прогресс, — все это нашло свое отражение на страницах романов. Представляя, к чему в дальнейшем может прийти общество, писатели старались показать это в своих произведениях, заставляя людей задуматься. Вдохновляясь творчеством друг друга, они находили все больше новых проблем, которые по сей день являются актуальными и требуют особого внимания. Если мы не будем замечать проблему, она не исчезнет, а лишь обретет более сильный масштаб.
Читатели говорят, что видят в этих романах неминуемое будущее всего человечества, даже не подозревая, что оно уже начинает наступать своими огромными и тяжелыми шагами, постепенно начиная давить своей подошвой человечество. Социальное неравенство, следование жесткому графику и расписанию, появление репродуктивных технологий и насилия, появление модуляторов настроения в виде различных антидепрессантов, которые сравнивают с сомой. Слежка и контроль за всем населением видны в некоторых действиях власти, даже цензура становится сравнимой с цензурой в мире антиутопий, чтобы люди не знали о том, что власть считает неугодной. С каждым шагом мы все ближе приближаемся к реалиям антиутопического мира, который для кого-то может казаться идеальным, а для кого-то приравниваться к гибели, прежде всего человечности.
Один против всех или принятие неминуемости
Люди, отличающиеся от остальных, являются неотъемлемой частью каждой антиутопии. Они дают не только веру и надежду в изменения к лучшему, но и показывают все изъяны антиутопической системы. Ведь если бы система была идеальной, то не находилось бы людей, считавших иначе. Такие люди всегда будут чужими в этом не принимающем их мире. Их отличие может стать их спасением, но в то же время главной причиной их неминуемой смерти. Каждый роман показал нам волнения и переживания героев, которые являлись прямым олицетворением переживаний их создателей. Лишь одно сходство стало общей чертой характера между многими героями произведений — это подчинение системе, невозможность справиться с ее давлением. Многие убежали от ее влияния, но не каждый побег от социума закончился счастливо. Произведения показывают нам, каким может быть сопротивление, когда в первую очередь идет не физическое, а духовное сопротивление принципам и нормам, превращающим мир в одну огромную клетку.